Когда я захотел передавать свои знания и опыт в инвестициях людям, я, как новичок в этой сфере, начал изучать рынок. Сначала я был восхищен блогерами, которые пишут вполне разумные вещи и набирают в Инстаграме аудитории в сотни тысяч. Однако стоило мне посмотреть их прямые эфиры, у меня волосы на голове стали дыбом! Как? Неужели эти «инвесторы» могут научить людей чему-то толковому? Они же абсолютно непрофессиональны!
Я тогда вспомнил отличную мысль из фильма «Побег из Шоушенка»: можно возмущаться и остаться в стороне, так ничего и не изменив, а можно делать, шаг за шагом меняя окружающую реальность к лучшему. Возможно, ничего не получится, но попытаться стоит всегда. Так я начал вести собственный блог, где даю людям реальную картину мира финансов и инвестиций, исходя из собственного скромного опыта за 20 лет на рынке. Вроде неплохо получается.
Итак, что делать?
Я предлагаю вам признаки, по которым я отличаю экспертов в той или иной области. Через эти фильтры пройдут немногие:
1. Квалификация: изучите и проверьте дипломы, аттестаты о высшем и дополнительном образовании в их профессиональной сфере.
2. Опыт: узнайте факты биографии, карьерные этапы в разных компаниях и бизнесах.
3. Личные достижения: не смотрите на вторичные признаки богатства в виде дорогих часов, костюмов и машин. Все это пыль в глаза. Разведенные или одинокие психологи, нутрициологи с лишним весом, инвесторы, которые сами никуда не инвестируют, должны вас насторожить. Ищите, чего человек сам добился в своей профессиональной сфере.
4. История: пролистайте ленту вниз, пообщайтесь с знакомыми. Те, кто легко и часто меняют направление своего инфобизнеса, обычно занимаются всего лишь монетизацией своей популярности. Как правило, это артисты, телезвезды, спортсмены, люди искусства, в общем, шоумены. Имея крупную аудиторию, которая им доверяет, они учат печь тортики, проводят марафоны желаний, обучают нумерологии и прочей магии.
Ничего плохого в этом не вижу. Как говорит Будда, каждый человек – твой учитель. Даже скромными знаниями можно и нужно делиться, если они принесут пользу людям. Но это все «цветочки». Хуже всего, когда «инстазвезды» собирают деньги в откровенно мошеннические проекты, пользуясь доверием людей. Аудитория уже через пару месяцев забывает, как их кумир «кинул» простачков, и снова готова к новым предложениям.
Да, рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. Однако вряд ли можно считать экспертом того, кто постоянно «прыгает» из одной сферы в другую. Я отношусь с доверием к тем, кто много лет подряд настойчиво копает в одном направлении. Только 10 тысяч часов делают чудеса.
Вообще, отнеситесь критически ко всему, что говорит и пишет эксперт.
Проверяйте факты в других источниках. Ищите отрицательные отзывы, а не только истории успеха учеников, которые «эксперты» могут легко выбрать из многих тысяч неудач и публиковать только их. Анализируйте, сомневайтесь, не верьте никому просто так.
Засилье жуликов и самозванцев вполне логично привело к тому, что многие люди стали "грести всех под одну гребенку" - считать проходимцами всех предпринимателей в инфобизнесе. Как тех же цыган, далеко не все из которых преступники. Однако, посмотрев плохой фильм, вы же не станете утверждать, что хороших фильмов вообще не существует.
Не все люди, предлагающие свои услуги в сфере образования, - недобросовестные. Есть и много настоящих профи, которые обладают крайне ценными знаниями и умеют передать их ученикам.
Со временем люди научатся понимать, кто настоящий эксперт, кому доверять можно и нужно, чьи знания реально полезны. А инфожулики уйдут с рынка или их станет меньше. Инфобизнес обязательно повзрослеет, станет цивилизованнее.
Может быть, это случится нескоро, но я остаюсь идеалистом. Верю в светлое будущее и делаю все, что в моих силах, чтобы оно настало.
А вы что думаете об инфобизнесе?