Многие люди боятся усилий. Родители, рассказывая об успехах своих детей, с большим удовольствием говорят об их врожденных талантах, а не о том, как много трудились их дети, чтобы, например, выучить алфавит. В некоторых обществах царит настоящий культ удачи и одаренности, а всякий провал словно ставит пожизненное клеймо на неудачника.
Особенно этим отличаются американцы. Психолог, профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк отмечает эту разницу в подходе своих соотечественников и азиатов. Упорство, старание, всякое трудовое напряжение и усилие – это не те вещи, которыми может похвалиться американец.
Типичная черта американцев – хвастаться внезапной удачей. Быть любимчиком и баловнем судьбы – реальное достоинство. Достигать чего-то потом и трудом, пыхтеть – не достойно. Если человек добился успеха – значит, у него есть дар. Если не добился – значит, ему не дано. Характерное американское словцо – «неудачник», «лузер» - высшая степень позора в среде американских школьников и студентов.
Совершенно иные установки преобладают в азиатской культуре. Усердие, трудолюбие, старательность – в большом почете. Если посмотреть на японцев и китайцев, поневоле удивляешься, насколько они готовы всю жизнь шлифовать какое-нибудь свое умение, доводя скромное мастерство до уровня высокого искусства.
В нашей стране бытует и тот, и другой подход. С одной стороны, русские люди тоже ценят удачу: сказки о том, как поймать Жар-птицу, Золотую рыбку, сделать что-то быстро «по-щучьему веленью» говорят именно об этом. А с другой стороны – множество пословиц и поговорок говорят именно о труде и усилиях. «Старание и труд – все перетрут». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И так далее. Хотя в последнее время, поддавшись американскому влиянию, наши школьники часто копируют их установки. Чему особенно способствовало введение ЕГЭ в школах. Сдал тест – молодец. Не сдал – лузер.
Уже в школе ученики делятся на группы в соответствии с этими установками: ты либо бездарь, либо одаренный. Да еще и учителя навешивают на детей ярлыки: «двоечник», «троечник», «отличник».
Эта разница в установках имеет глубокие культурные корни. В Древнем Китае в течение многих столетий высокие государственные чины, облеченные властью, прежде, чем получить эту самую власть, учились и сдавали сложные экзамены. К тому же религия буддистов и даосов побуждала людей делать постоянные усилия, совершенствуя самого себя.
В Европе и Америке, чтобы получить власть, нужно были либо хорошо управляться с мечом и луком, либо родиться в богатой аристократической семье. Христианская религия труд не поощряла вообще, разве что в позднем варианте, у протестантов он приобрел какое-то значение. Но в целом ценность труда и старания в европейской культуре не признавалась: труд был уделом бедняков, обделенных. А приписать богатство и власть своей личной избранности и одаренности всегда казалось лучшим объяснением существующему положению вещей.
Почему подобная установка плоха?
Потому что, в отличие от установки на труд и усилия, установка на талант и удачу не мотивирует, а, следовательно, ограничивает личностный рост. Получив еще в детстве ярлык «неудачника», человек отказывается стараться, ссылаясь на свою неспособность.
Существует такое явление – «болезнь СЕО». CEO – аббревиатура от Chief Executive Officer – должность, аналогичная генеральному директору в России. Суть феномена в том, что человек на высоком руководящем посту считает себя непогрешимым, не терпит критики и уверен в своем полном превосходстве.
Болезнь CEO характерна для руководителей, у которых нет установки на личностный рост. Добившись (любым путем, даже с помощью родственных связей) своей должности, они не стремятся брать на себя в чем-то ответственность, не любят сложные задания, потому что вероятная неудача способна пошатнуть их статус.
Уверенность во врожденности своего «таланта» полностью лишает их какого-либо желания развиваться. Когда человек ориентирован на данность, для него истинное блаженство заключается в возможности бездейственно почивать на лаврах своего превосходства.
Напротив, люди с установкой на рост трудятся постоянно. Став руководителями, они не останавливаются в развитии, а напротив, работают еще больше, чтобы стать лучше. Они мотивируют подчиненных собственным примером и отношением к работе.
Человек с установкой на рост не боится сложностей и испытаний. Для него все это - не способ самоутвердиться, а возможность узнать больше и стать лучше. Вот почему, если вы хотите лучшего для своих детей, никогда не хвалите их врожденные таланты – восхищайтесь тем, как много они добились трудом. Как постарались, сколько усилий приложили. Важно, чтобы ребенок понимал ценность усердия.
А если неправильная установка уже сформирована – ее можно поменять. Как это сделать – прочтите в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». (По ссылке доступно саммари).
Всеми нашими мыслями и поступками руководят определенные установки. Какими именно они бывают, рассказывает американский психолог и профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк. В ходе ее исследований, она пришла к выводу, что не природный талант определяет успех в жизни, а настойчивость и усердная работа. Идея, которая кажется такой простой и очевидной, на деле способна объяснить практически все о психологии развития человека во всех сферах жизни.
#психология жизни #психология #воспитание #саммари #нонфикшн