Развивающие творческие занятия, даже если они интересны и представляют собой целый комплекс разнообразных действий, даже если они наполнены играми да прибаутками, далеко не всегда могут прийтись по душе каждому ребенку.
А уж ребенку с особенностями развития и подавно. Ну а если он еще и сам по себе капризен - то тут вообще педагогам придется не только "барыню" плясать, но еще и "цыганочку" (ничего пренебрежительного в этой фразе не вижу, если что). Но и здесь - еще не вариант, что он сядет и станет заниматься, ну и перестанет плакать, кричать и махать руками.
А мы с коллегами работаем именно с особенными ребятами, и тема "неприятия ребенком занятия" всегда стоит колом в голове педагогов в любое время рабочего дня.
Ну, ребенка тоже можно понять
Конечно, как ему тут не расстроиться, когда из-за несносных теток-педагогов, его отрывают от отдыха, от любимого телефончика и ведут на какие-то там занятия, где нужно трудиться, включать голову, активничать.
Но ведь и жизнь состоит не только из развлечений и потех, и наличие у ребенка отклонений - вовсе не является поводом для поблажек, когда дело касается формирования и развития хотя бы простеньких навыков самообслуживания, работы с простыми бытовыми предметами.
А особенно обидно, что даже малышей многих приходится на занятиях учить играть с нормальными, человеческими игрушками (куклами, машинками, собачками), потому что некоторые дети этого не умеют! Опять из-за телефона? Вполне может быть.
Поэтому, по мнению многих детей (и не только), телефон априори лучше (круче) и полезнее для развития, чем игрушки, игры и пособия, а уж тем более, чем кисти, краски и пластилин! Ведь в телефоне столько всего интересного, и, самое главное, к телефону-то ребенок давно привык, а краски или пластилин некоторые дети даже в глаза еще не видели. А многие особенные дети, например, ребята с РАС, очень неохотно пробуют какие-нибудь новые виды деятельности (я уже не говорю о тех случаях, когда они просто боятся).
И как действуют ребята в этой ситуации?
Совершенно естественно, что они будут всеми силами и способами срывать урок: кричать нечеловеческим голосом, выбегать из кабинета, лезть высоко на парту или на шкаф или наоборот, прятаться под парту или в шкаф, сбрасывать со столов и полок все, что там лежит, кататься по полу и биться (со стороны похоже на эпизоды из передач про экзорцистов, но это совсем не захватывающе, а жутко и местами больно).
Ариша
Одна из наших воспитанниц, которая с малых лет приезжает к нам на трехнедельные курсы каждые полгода. Тяжелая девочка, расстройство аутистического спектра, речи - нет. На контакт-то она кое-как шла, но стоило только попросить ее выполнить какое-нибудь задание - начинался "ураган". Вот так она из курса в курс занятия срывала криками и погромами. Становилась старше, а положительной динамики мама почти не наблюдала.
Но динамика все же грянула!
Аришка к 6 годам заговорила! Да, проснулась речь, четкая артикуляция, все слова "в елочку"! Правда, не "диалоговая", не по теме, а "магнитофонная запись" из раннее услышанных фраз, но она вырвалась из Арины! И мама радовалась, и логопед с дефектологом отметили: да, заговорила! Благодаря рекомендованным ими упражнениям, которые мама ответственно делала с девочкой дома, сама (ибо других все равно Арина не признавала), отрабатывала, через визги и синяки (на маме), но заговорила!
Но на отношении к творческим занятиям это не отразилось
А так как на очередном курсе она опять попала в наши творческие кружки (что поделаешь, индивидуальная программа обязывает), мы (педагоги кружков) во всей красе узрели ее новое умение на своих занятиях (точнее, на тех минутах, в течение которых происходили стопятисотые попытки увлечь ее творчеством).
И как?
Ариша по-прежнему принимала любое занятие в штыки, но теперь она не сбрасывала вещи, не кидала стулья. А просто билась в дверь и истошно кричала-визжала четкими словами и очень-очень выразительной интонацией: "Спасите! Спасииитеее! На помощь! Аааа, помогите!"
Однажды вообще номер отколола: "Помогите! Режут! Полииииция!"
А педагогу каково?
Сердце заходится от таких криков и слов. А совсем освободить от занятий девочку нельзя. Ведь и мама, и специалисты уверены, что все умения у Арины в какой-нибудь момент РАЗ - да откроются, вот так же как речь.
Ну а пока… педагоги потихоньку привыкают, а мамы других ребят, слушая спектакли Аришки, более внимательно следят, ЧЕМ там педагоги в кабинетах занимаются с их детьми. Рабочая жизнь - продолжается.
А Вам, дорогие читатели, постоянной и надежной положительной динамики в любой деятельности, которая нравится, и приятных бонусов от жизни.
поддержать автора:
Всегда благодарна Вам за приятные визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ
#учителяидети #учителяиродители #педагогика #особенныйребенок #развивающиезанятия