Найти тему
джазовые пластинки

Коротко. Charles Earland - Kharma (Prestige, 1974)

Самый знаменитый европейский джазовый фестиваль стартовал на побережье Женевского озера в далеком 67-м году. Ответственны за это трое энтузиастов, среди которых пианист Жио Вумар, соавтор победившей на первом Евровидении 56-го года песни, журналист Рене Ланжель и директор туристической компании в Монтрё Клод Нобс.

Альбом органиста Чарльза Эрланда 'Kharma', выпущенный лейблом Prestige в 1974 году
Альбом органиста Чарльза Эрланда 'Kharma', выпущенный лейблом Prestige в 1974 году

Последний занимает в создании фестиваля ключевую роль - в одной из своих командировок он знакомится с руководителями Atlantic братьями Эртегюн, и начинает организовывать в Монтрё выступления зарубежных артистов. Так, например, благодаря его стараниям в 64-м году на швейцарском курорте выступает группа The Rolling Stones.

Очевидно, что в том числе благодаря удачному знакомству первой звездой фестиваля становится квартет Чарльза Ллойда, на тот момент ярчайшего джазового коллектива, подписанного на Atlantic. Новое музыкальное событие на карте Европы мгновенно привлекает мировое внимание и имеет заметный успех - впервые совместить его с выдающимися продажами пластинок получается у того же Atlantic со справедливо названным альбомом Леса Маккена - Эдди Харриса 'Swiss Movement'.

Лишь малая часть записей, сделанных на джазовом фестивале в Монтрё
Лишь малая часть записей, сделанных на джазовом фестивале в Монтрё

Фестиваль расширяется стремительно - в 71-м в Монтрё выступают артисты лейбла Боба Тиля Flying Dutchman Оливер Нельсон и Гато Барбьери, Алан Бейтс же устраивает пластинки артистов, как своего лейбла традиционного джаза Black Lion, так и для авангардистов на Freedom.

Не остается в стороне и продюсер Оррин Кипньюс, на тот момент занимавшийся релизами Fantasy и Prestige. В 73-м он отвечает за выпуск швейцарских выступлений Маккоя Тайнера и Джина Эммонса с братьями Эддерли, а спустя год повторяет успех вместе с Сонни Роллинзом, Флорой Пурим и Чарльзом Эрландом.

Эрланд за своим основным инструментом
Эрланд за своим основным инструментом

Органист вооружившись оборудованными по последнему слову техники клавишными инструментами в компании сильнейших молодых музыкантов проверяет публику на прочность своими местами вполне себе spiritual-jazz экспериментами. Публика же очевидно готова к любым музыкальным откровениям - за несколько дней до Эрланда на швейцарской земле сольно вытворял Сесил Тейлор.

Эрланд же представляет вполне разнообразную программу, где соседствуют как вполне традиционные соул-джазовые номера вроде заглавной 'Kharma', так и пост-боповая 'Joe Brown' и чуть ли не фри-джазовая первая часть сюиты имени Мартина Лютера Кинга. 'Kharma' еще одно яркое июльское пятно в истории европейского фестиваля.