Для чего необходимо знать о четырех иллюзиях обучения?
Для того, чтобы правильно воспринимать реакцию обучающихся (взрослых) и вовремя исправлять возникающие недопонимания.
Взрослые учатся не так, как учатся дети.
Напоминаю, что для обучения взрослых Вы обязательно должны познакомиться с принципами андрагогики (науки об обучении взрослых) и применять данные принципы в своем образовательном продукте.
Но сегодня про иллюзии.
Первая - ИЛЛЮЗИЯ ПОНИМАНИЯ.
Итак, Вам кажется, что Вы достаточно ясно донесли свои мысли до взрослых учеников и они Вас услышали и поняли.
Но это всего лишь иллюзия.
Ученики кивали и делали серьезные лица, но поняли ли они Вас так, как этого хотели Вы?
Скорее всего нет.
Взрослые ученики воспринимают любой материал через призму своего жизненного опыта и знаний, которые приобрели до Вас.
Запомните: никогда взрослый ученик не воспроизведет материал так, как преподнесли его Вы.
Не поддавайте иллюзии понимания - задавайте уточняющие вопросы.
Просите Ваших учеников объяснить, как они поняли изложенный материал и как они могут применить теорию на практике.
Порой Вы можете удивиться, насколько по-другому будут интерпретированы Ваши слова и мысли.
Вторая - ИЛЛЮЗИЯ ЗНАНИЯ.
Узнавать и знать - это совершенно разные процессы.
Часто от взрослых учеников можно слышать фразу "Я это уже знаю", но зачастую это означает просто "Я об этом где-то что-то слышал".
Попросите Ваших учеников объяснить материал, который они якобы знают и Вы увидите насколько обрывочны и скупы окажутся их познания.
Третья - ИЛЛЮЗИЯ УМЕНИЯ.
Часто взрослые ученики обесценивают ту информацию, которую слышат от эксперта, потому как считают, что они уже это знают и даже как-то умеют делать.
Но знать и уметь применять - две совершенно разные вещи.
Например, все мы наслышаны о таргетированной рекламе. Нам встречаются различные статьи об этом, мы слышим разговоры экспертов в этой теме и нам кажется, что мы ЗНАЕМ о таргетированной рекламе.
Но каждый ли умеет ее настраивать?
Эти знания иллюзорны. Это как сказать "Я знаю Бразилию", потому что смотрел о ней документальный фильм.
Но оказавшись в Бразилии после просмотра фильма и якобы зная об этой стране, сумеете ли Вы быстро адаптироваться, найти то, что Вам нужно, забронировать отель, заказать такси или еду в ресторане?
Еще раз повторюсь - знать и уметь использовать - СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ВЕЩИ.
Я, например, знаю как красить ногти, но значит ли это, что я умею ровно и красиво накрасить ногти другому человеку?
Совершенно нет!
Я знаю, как подстригать газон, потому что видела как мой папа делал это сотни раз, но могу ли я сама также ровно и аккуратно выполнить эту работу? - Нет.
Четвертая - ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ.
Часто взрослый человек путает умение с навыком.
Ему кажется, что раз он что-то попробовал и у него получилось - он умеет это делать.
Но для того, чтобы действительно научиться чему-либо, необходимо совершить множество подобных действия.
Так, например, когда я попробовала впервые поиграть в большой теннис, у меня все отлично получилось с первого раза и я подумала, что уже умею играть.
Но вторая, третья и четвертая попытка оказались огромным провалом! Я с трудом попадала ракеткой по мячам и практически не смогла отбить мячи тренера.
Обязательно принимайте это во внимание, если делаете практический курс для взрослых (да и детей), где планируете обучение навыкам.
Например, Вы создали курс по настройке той же таргетированной рекламы и Ваши ученики с первой попытки настроили все верно.
Они гордятся собой, Вы гордитесь ими.
НО! Вполне вероятно, что за первой удачной попыткой последуют несколько неудачных!
Поэтому в практических курсах должно быть гораздо больше практики.
Давайте Вашим ученикам задание выполнять подобные действия несколько раз, чтобы набить руку!