Найти в Дзене

Жизнь в темноте: как переживают эмоции незрячие и слабовидящие люди

Тому, кто видит, порой сложно понять, как живут незрячие или слабовидящие люди. Как они чувствуют и думают? Чем наполнен их мир? И такие ли уж разные зрячие и те, кто находится в постоянной темноте? Студентка 3-го курса магистратуры по направлению «Прикладная клиническая психология» Факультета социальных наук Университета Лобачевского Алёна Шахина в рамках работы над своей магистерской диссертации проводит исследование. Его цель увидеть и понять, как переживают эмоции люди с ограничениями по зрению, а потом сравнить с переживаниями зрячих людей. Исследование я начала ещё во времена обучения на бакалавриате. Все методики психологической диагностики ориентированы на зрячих людей. Тот же тест Люшера с его цветовой гаммой, когда человек выбирает карточки с определённым цветом, и специалист может дать оценку его психологического состояния. А вот проективных методик для незрячих нет. По крайней мере, мне найти не удалось в открытом доступе. Поэтому и возникла идея этого исследования, – расск

Тому, кто видит, порой сложно понять, как живут незрячие или слабовидящие люди. Как они чувствуют и думают? Чем наполнен их мир? И такие ли уж разные зрячие и те, кто находится в постоянной темноте?

Студентка 3-го курса магистратуры по направлению «Прикладная клиническая психология» Факультета социальных наук Университета Лобачевского Алёна Шахина в рамках работы над своей магистерской диссертации проводит исследование. Его цель увидеть и понять, как переживают эмоции люди с ограничениями по зрению, а потом сравнить с переживаниями зрячих людей.

Исследование я начала ещё во времена обучения на бакалавриате. Все методики психологической диагностики ориентированы на зрячих людей. Тот же тест Люшера с его цветовой гаммой, когда человек выбирает карточки с определённым цветом, и специалист может дать оценку его психологического состояния. А вот проективных методик для незрячих нет. По крайней мере, мне найти не удалось в открытом доступе. Поэтому и возникла идея этого исследования, – рассказывает Алёна Шахина.

Ещё советский психолог Лев Выготский говорил, что выпадение какого-либо анализатора, в данном случае зрительного, наносит отпечаток на эмоциональную сферу. И в этом случае диагностировать незрячих людей по методикам нормы для зрячих неправильно – результат может оказаться недостоверным. На сегодняшний день, по словам Алёны Шахиной, исследования незрячих людей основаны только на субъективных переживаниях. То есть незрячие психологи делали выводы на сугубо личных впечатлениях.

Начинала своё исследование Алёна с работы с подростками. В итоге она обнаружила характерные отличия между тем, как зрячие и незрячие дети переживают эмоцию страха и гнева.

Оказалось, что те, кто не видят, эти эмоции переживают значительно сильнее и активнее. Конечно, сложно однозначно сказать с чем это связано. Ведь подростковый период сам по себе довольно-таки острый этап жизни, – рассказывает Алёна.

Следующим шагом исследования стала работа со взрослыми людьми. Для этого Алёна обратилась в Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». На базе Университета Лобачевского состоялось арт-терапевтическое занятие по лепке, участниками которого и стали люди с полной или частичной потерей зрения. Посредством лепки они могли попытаться справиться c проблемами, вызывающими негативные эмоции, которые зачастую сложно обсудить словесно, a заодно и дать выход творческой энергии.

-2
Выяснилось, что само переживание эмоций у незрячих ничем не отличается. Все лепят примерно одинаковые фигуры. Да, понятно, что у кого-то какие-то особенности будут, но базовые элементы практически у всех одинаковые. Я и мой научный руководитель Анна Акимова сопрягаем размеры получившихся фигур с интенсивностью переживания той или иной эмоции. Если же сопрягать интенсивность эмоции с размером фигуры и с временем её исполнения, то незрячие эмоцию страха лепят чуть быстрее и чуть меньше. И тут тоже возникает несколько гипотез. Возможно, они не хотят ее переживать. Возможно, что в принципе много страхов, потому что у них нет такого обилия анализа, как у людей с нормальным зрением. Все гипотезы мы проверяем, и пока видим, что есть некие отличия от переживаний страха нормально видящих людей, – считает девушка.

А ещё, прежде чем выйти для работы с группой, Алёна пробует все методики на себе и своих близких:

Я каждый раз хочу увидеть подтверждения тому, что все мы переживаем эмоции одинаково. Я каждый раз смотрю, например, как разные люди лепят гнев и страх. И сразу вижу эту эмоцию. Например, радость люди изображают в форме чаши или сферы. Я всегда хочу увидеть подтверждение тому, что это реально часто встречающаяся форма. И мы переживаем всё одинаково.
-3

Схожих проявлений в лепке фигур много, говорит Алёна.

Например, люди мне лепят тот же самый гнев. У кого-то, он, если посмотреть, весь с иголками. Это значит, что человек не подавляет в себе эту негативную эмоцию. Ведь, если его подавлять, то и сердечные болезни появляются, и головные боли, и давление и т.п. А кто-то гнев лепит абсолютно ровно – без каких-либо шипов. И это может свидетельствовать, что этот человек подавляет в себе эту эмоцию.
-4

Идеальным результатом для Алёны будет собственная методика для диагностической работы с незрячими людьми. Возможно эта работа выльется в инструмент работы психологов. Конечно, для этого должны пройти годы кропотливой работы, но начало уже положено.