На глаза наворачиваются слёзы, когда вижу, что у «Фантомаса» на «Кинопоиске» 7.8 баллов, тогда как у мусора от Германа – 7.3. Не так, чтобы много времени писать статьи, но всё же: «Хрусталёва» и вот этот фильм мы смотрели в один день, друг за другом. Причём второй – как раз чтобы забыть отечественную подделку под кино. Так что можно напрямую сравнивать два произведения.
И почему-то фильм, снятый на 34 года раньше, существенно выигрывает по производимому впечатлению. С чего бы вдруг? Возможно, потому что является фильмом, а не бредом сумасшедшего?
Звёздный состав
Знаете, в последние годы так вышло, что на телевидении мне ни разу не попался ни один из фильмов про зловещего безликого преступника. А ведь когда-то они были невероятно популярны! Наравне с приключениями жандармов.
В конце концов, игра Луи де Фюнеса, на мой взгляд, остаётся одной из лучших. Роуэн Аткинсон поставил карьеру на бессловесном кривлянии, в то время как игра де Фюнеса показывает нам эдакого французского еврея, для которого яркие эмоции – естественная часть жизни. Это не переигрывание, если ты органичен (картинка с большим Шлёпой).
Стоит уточнить, что первый фильм, очевидно, пытались выстраивать вокруг личности Жана Маре. В конце концов, мужчина импозантный, моментально вызывает симпатию. Да ещё и одна из крупнейших звёзд того времени. Неудивительно, что на фоне его сюжетной линии остальные меркли.
Однако игра Луи де Фюнеса, очевидно, перетянула внимание зрителей. Потому что та же франшиза «Фантомас» лично у меня по-прежнему ассоциируется именно с этим актёром. Уж слишком колоритен его образ, который начали воспроизводить. Можно сказать, образ французского полицейского (жандарма, комиссара?) в его исполнении стал знаковым для мирового синематографа.
Неожиданная подача
Возможно, успех фильма обеспечил и странный злодей. По сути, Фантомас – явление, которое вывело детективный жанр на новый уровень. Недаром среди меток фильма присутствуют даже приключения.
Оставаясь в пределах однообразных локаций, даже не покидая страну, персонажи умудряются участвовать во множестве событий разом. Они и по тёмным улицам бегают, и замки обследуют, и летают, и плавают. Полный набор!
А ведь есть даже фантастический элемент: меняющий лица преступник, идеально маскирующийся под любую жертву. И вот эти полуфантастические технологии в духе «Агента 007». Причём с изрядной долей юмора.
Средневековая Донцова
Точнее, Донцова из середины XX веке. Как бы люди ни относились к творчеству российской писательницы, нельзя отрицать её значимость для российской литературы в нулевых. Хотя другие авторы тоже пытались совмещать детективы и криминал с юмором, именно Донцова умудрилась стать ядром для разрастания жанра «иронического детектива».
Когда самые обычные, дурашливые или безмозглые персонажи оказываются втянутыми в «круговорот преступных страстей», из-за чего даже самые жуткие преступления меркнут на фоне неудачливого главного героя.
«Фантомас» сделал примерно то же: объединив бондиану, Шерлока Холмса и комедийный жанр в едином бренде.
Хотя главным героем является журналист, ставшей целью Фантомаса, практически постоянно зритель наблюдает за неудачами комиссара Жюва. Иронично, что сам комиссар не выступает в фильме 1964 года главным героем, его роль – второстепенная. Но при этом не менее значимая.
Весьма изящный подход к сюжету, автор которого явно создавал персонажей не для галочки: каждому оставляя значимую роль в жизни мира.
Идеальная классика
Первый «Фантомас» 1964 года получает от меня 8 баллов из 10, потому что фильм явно хочется пересмотреть. Он изумителен!
Нежно обращается с вниманием зрителей, гармонично сочетает разные жанры и не даёт заскучать. При этом не заваливает глупыми шутками или чрезмерной жестокостью, хотя балансирует на грани буффонады и намекает на что-то кроваво-кишечное.
Идеальный вариант для семейного просмотра. Возможно, если дети увидят и запомнят эту картину, при виде – прости, Сатана! – «российской комедии» (нулевых-десятых) задумаются над целесообразностью просмотра.
В общем, рекомендую всеми жабрами души, да. Если это кино назовут плохим, трудно представить, какое в таком случае можно считать хорошим.
#фантомас #1964 год #жан маре #луи де фюнес #франция #комедия #кино #мнение