В плане гнездования дрозды мне всегда казались одними из самых интересных птиц. А интересны они тем, что мало найдется таких, для которых была бы характерна столь высокая пластичность в размещении гнезд. Перед исследователем это открывает бесчисленные возможности. В свое время я изучал, на каких деревьях чаще всего располагаются гнезда, как именно и на каких частях растений они закрепляются, насколько выделяются визуально среди ландшафта, как это все связано с последующей судьбой гнезда. Это не считая ставших традиционными исследований количества яиц в кладке, размеров яиц, питания птенцов и так далее.
Много гнезд черных дроздов я находил в рязанском лесопарке и Карцевском лесу. В сумме за четверть века оказалось изучено около двух сотен гнезд. В основном они располагались на деревьях, но некоторые гнезда находились на земле (около 5%), а иногда - на различных постройках (2%). Предполагаю, что в реальности наземных гнезд должно быть несколько больше, поскольку для человека найти такое гнездо гораздо труднее, чем расположенное на дереве или постройке. Что в этом плане показалось мне интересным - на ровных местах гнезда практически не попадались, а вот в нишах земляных обрывчиков - достаточно регулярно. Причем в некоторых обрывчиках кто-то жил почти каждый год - то черный дрозд, то певчий, то зарянка, то зеленая пеночка, а в других, на мой взгляд, таких же, ни одного гнезда ни разу найдено не было.
На лиственных деревьях дрозды чаще селятся у ствола. Обычно - в развилке 2-3 и более стволов, в основании 1-2 толстых, реже - тонких веток. Это почти половина всех найденных гнезд. Такие гнезда нередко расположены на значительной высоте. Самые высокие, которые удавалось найти, были примерно в 7 метрах над землей. Не исключаю, что они могут быть и выше, к тому же наверняка среди таких высотных построек я пропускал больше, чем среди низких, по той же причине, по которой и наземные гнезда чаще пропускаются при поиске. А в целом черные дрозды предпочитают селиться в нижнем этаже леса - 45% гнезд - ниже метра, еще примерно столько же - от 1 до 3 метров.
Очень привлекают этих птиц пни, особенно с выгнившей верхушкой, которая образует как бы чашевидное углубление. Такие гнезда не выдаются над пнем и очень хорошо замаскированы при взгляде сбоку или снизу. ну и конечно, особенно любят они такие пни, у которых есть хотя бы с одной стороны или отщеп, или растущие вверх тонкие ветки, а лучше - все это вместе. Так создается дополнительная маскировка. На пнях было почти 18% найденных гнезд. Как правило, наиболее удобные пни тоже используются не один год.
В плане деревьев картина была следующей. В лесопарке липа и клен дали в совокупности почти 80% находок, а в Карцевском лесу те же 80% обеспечивались уже четырьмя видами растений - липа, лещина, береза и дуб. В обоих местах липа сильно преобладала - от 45% в Карцевском лесу до 64% в лесопарке. Дикие груши и яблони всегда привлекают черных дроздов, но, поскольку самих этих деревьев и в лесопарке и в лесу было мало, то мало было найдено и гнезд на них.
Еще одной особенностью гнездования черных дроздов было их тяготение к различным нишам в стволах, вплоть до дупел с широким входом.
В хвойных и смешанных лесах севера области черные дрозды гнездятся чаще на елях (60%), вдвое реже используются сосны, еще втрое реже - лиственные деревья.
Видимо, и закрепить гнездо на еловых ветках куда проще, и замаскировано оно лучше, чем на соснах или березах.