Я не занимаюсь с сыном "развивашками". Ему 3 года и 9 месяцев, и он не умеет считать до пяти. "Ну и… дудочка!" - скажете вы. Но позвольте!
Тут вот какое дело. Когда я была беременна в первый раз, то с трепетом ждала вердикта, кого же мне послала судьба: девочку или хулигана? Кстати, немного отклоняясь от темы, хочу поделиться интересным наблюдением. Если у вас будет мальчик, врач УЗИ об этом скажет уверенно. Если же девочка, он скажет что-то вроде "скорее всего, девочка". Ошибки возможны в обоих случаях. Но в первом случае они казуистичны. Я так понимаю, когда врач видит на экране вончё, то оно может означать только одно - мальчика. А если вончё не видно, то варианта два: либо его и правда нет и это девочка, либо оно таки есть, но его не видно. Вот и подстраховываются.
Итак, мне без всяких сомнений пообещали мальчика. А мальчик - это же хулиган по определению, разве нет? И да, вырос хулиган. Я считаю, что я это предвидела. Муж - что запрограммировала.
Ок, я не стремилась и не стремлюсь к тому, чтобы мои дети рано выучили буквы, начали первыми из своих сверстников читать и декламировать стихи. Я считаю, что за первые годы жизни важнее научиться кувыркаться, плавать, кататься на коньках, роликах и велосипеде, лазить по канату и т.п. Мне ближе традиционный путь развития через общение с родителями, активное познание окружающего мира, его свойств и закономерностей. Мы гуляем каждый день, в выходные часто выбираемся куда-нибудь за пределы ближайших детских площадок (в парки, зоны отдыха, на пляж, гуляем в лесопосадках и на лугах, ищем грибы, разводим костры и т.п.).
Однако, кое-чему ребенка все же надо научить, а именно навыкам самообслуживания. Но как научить этому хулигана, если я далеко не Макаренко?
- Возьмем навык самостоятельного принятия пищи. Дело было так. Как там советуют: разложите перед ребенком кусочки и пускай ест то, что сможет донести до рта. Я честно пыталась. Есть у нас в семейном архиве улетное видео, где под сдавленные смешки родителей наш сын пытается употребить в пищу ломтик жареной картошки. Ну то есть я думаю, что он именно это пытается сделать. Хотя, судя по видео, он вполне мог преследовать иную цель. Иначе зачем, в который раз практически донеся кусочек до рта, он делает легкое движение пальчиками, и замученный ломтик вновь падает на столешницу? Чуть позднее он начал быстро доставать и разбрасывать все кусочки из тарелки, а следом переворачивать и саму тарелку. Или в обратном порядке. Будучи при этом голодным. Ну насколько ему вообще знакомо это чувство. Поэтому я кормила его сама. Иначе постоянно приходилось давать ему грудь. А сворачивать грудное вскармливание по причине того, что ребенок плохо ест прикорм, мне казалось неправильным.
- Навык самостоятельного одевания. Говорят, не надо отбивать охоту у ребенка к какой-либо деятельности, когда он проявляет желание ей заняться. Пусть долго, пусть криво-косо, но пусть сам. Единственное, что я могу припомнить за скоро уже четыре года жизни сына из попыток конструктивного участия в собственном одевании, это протягивание ручек в рукава. До этой стадии мы уже дошли и с дочкой. На этой стадии мы и застопорились с сыном.
Просто дальше дело было так. Достаю чистый комплект одежды и подгузник, кладу на кровать. Усаживаю сына так, чтобы было удобно его одевать - шустрая ручка в мгновение ока хватает памперс и кидает его на пол. Пока я его поднимаю , следом уже летит одежда. Собираю ее - а памперса на кровати уже тоже нет. В общем, держать приходилось одновременно всю одежду, подгузник и сына и со всем этим в зубах его одевать. А потом собирать разбросанную им снятую одежду. И убирать повыше или подальше. Потому что он не успокаивался, пока все предметы, до которых он мог дотянуться или просто мимо проходил, не занимали свои положенные места: на полу. И это не был какой-то период, кризис, на месяц или несколько. Это разбросательское настроение длилось годами! Какое тут самостоятельное одевание? Тут бы хоть немешание. И поныне нет-нет да и взыграет бесячий гормон, но, кажется, все же эта стадия позади. В последнее время общими усилиями удалось научить сына азам самостоятельного одевания. Но он категорически не хочет учиться! Я вживую увидела иллюстрацию выражения "считать ворон": сын просто не усваивает информацию о том, как надеть тот или иной предмет одежды. Он активно не слушает и прям как будто старается НЕ запомнить, что такое перед у футболки и как растянуть шорты в талии, чтобы туда было удобно засунуть ногу, а потом обе ноги в разные отверстия!
Даю в руки шортики. Растягиваю резинку в поясе, демонстрирую и проговариваю, как их лучше взять, как надеть. Казалось бы, достаточно просто показать. Как бы не так! Объясняю детально, как произношение иностранных звуков: язык туда, губы вот так. Берет как попало. Сразу перекручивает. Или ухмыляется и надевает на голову. Снимаю. Расправляю как надо. Даю в руки. Засовывает одну ногу и тычет ей в бок штанины, глядя в другую сторону, так, что нога застревает: "Так?" "Да посмотри же ты, куда ногу суешь! В дырочку ногу просовывай!" Случайно нога проскакивает в отверстие. Вторую ногу пихает в ту же штанину. "Растяни резинку! Найди вторую дырочку!" Обе ноги в одной штанине: "Так? Ы-ы-ы, у меня не получается!". Нет, если ему вдруг правда очень надо, быстро наденет. Но предупреждения вроде "не оденешься быстро - гулять не пойдем" или заманухи типа "одевайся сам - куплю мороженое" практически не работают. Значит, не пойдем гулять (а гулять любит), значит, не будет мороженого (мороженое тоже любит). Как будто он не видит связи между моими словами, своими действиями и последствиями.
- Счет. Мы живем на шестнадцатом этаже. Когда ребенок научился говорить, то поднимаясь на лифте домой или спускаясь вниз, мы каждый раз озвучивали цифры этажей, которые высвечивались на экране внутри кабины лифта. Сын повторял. Помню курьезный случай. Едем в лифте. Я:
- Один.
Сын повторяет:
- Один!
- Два.
- Два!
- …
- Семь
- Семь!
- Восемь.
- Ж...па!
- …??? Девять…
- Девять!
Считали колечки на детской площадке и всякое такое. И, по-моему, сын так и не может считать даже до пяти. До двух может. Три назовет, если сначала повторит за мной. А дальше нет: "один, два, три, пять, десять!". Я сдаюсь.
- На бортике детской кроватки нарисованы буквы. Пару раз его спрашивала: "Это какая буква?" И сама отвечала. Думала, так ненавязчиво, может, некоторые запомнит. Он запомнил игру. И, не глядя конкретно ни на какую букву, а просто видя бортик кровати, спрашивает: "Это какая буква?"
А бросание вещей как таковое никуда не ушло, просто трансформировалось. Любит кидать все подряд дома. Запрещаем кидать тяжелые вещи, хрупкие убираем. Такая развивающая игрушка, как кубики, красивый набор из дерева, подаренный на годик, вот уже третий год ждет своего часа. Уже давно сын научился строить башенки из шести кубиков, но дальше дело не пошло, стал просто кидать их в разные стороны. В свое время были отложены не только всякие конструкторы, сортеры, но и карандаши, фломастеры, краски и прочие "развивающие" штуки из "кусочков", ибо карандаши вообще ломаются, если их кидать, остальное просто теряется или валяется повсюду. Зашли нам только наклейки, их кидать неудобно. Сейчас фломастерами рисует, но под контролем.
- Как-то прочитала, что детям полезно играть с крупой, фасолью, рисом. Разложила клеенку 2х2 м, дала плошку с рисом. Ребенок запустил ладошки в рис, приподнял, стал пересыпать, чуть подкинул, повыше… Маловата клееночка! Через две минуты рис везде! Свернула "развивашку".
Зато из любви к швырянию предметов родился популярнейший вид досуга: кидание камешков в воду! С весны по осень ребенка есть куда повести, чтобы точно было не скучно: на берег!
Именно туда папа начал впервые выезжать с сыном вдвоем на авто. Поначалу мы всегда ездили втроем, моей задачей было развлекать ребенка во время пути. Но до пляжа недалеко, и они прекрасно научились обходиться без меня. Что, конечно, временами бывало очень на руку.
Как-то раз гуляли по бетонной набережной. Муж куда-то отошел. Поднявшись по ступенькам вверх от воды, обнаружили несколько камешков. Сын тут же захотел бросить их в воду. Я пыталась объяснить, что для этого нужно опять спуститься вниз, откуда мы только поднялись, что это утомительно... Куда там! Пришлось согласиться, и сын бодро поскакал вниз. Бросил. Поднялись снова. Там еще лежали камешки. Сын взял по камешку в обе руки и... попросился снова вниз! Спустились. Мгновение - и камешки плюхнулись в воду. Снова наверх. Снова подняты два камня (две руки - два камня!)... И тут подошел муж. Я присела на лавочку, оставив мужчин заниматься своим особым спортом.
Вот такие пироги. Иногда я начинаю подозревать, что у сына есть какая-то когнитивная проблема. Иногда - что просто я совсем негодный воспитатель. А возможно проблема имеет психологическую подоплеку: то ли затянувшаяся реакция на появление сестренки, то ли то обстоятельство, что сын фактически живет на два дома.