Картина Георгия Данелии можно пересматривать бесконечно. Комплименты фильму излишни, так что перейдем к фактам.
Председатель Государственного комитета по кинематографии СССР Александр Камшалов сказал режиссеру: "Если бы я не знал, что ты будешь снимать по этому сценарию фильм, я бы просил его читать уже на первой странице!"
Только время и зрительская любовь доказали, насколько гениальной была идея снять такое необычное кино.
Фильм планировали снимать в Средней Азии, а так как весной в Кара-Кумах не слишком жарко, именно это время года и выбрал режиссер для старта съемок. Но модель пепелац был украден с Мосфильма (кому он понадобился, большая загадка), поэтому начало съемок пришлось перенести.
Позже пепелац был найден, но на транспортировку его к месту съемок ушло полтора месяца.
Говорят, по вине сотрудников железной дороги аппарат "уехал" совсем не туда.
Роль инопланетянина, торгующего космической пылью, должен был исполнить Леонид Ярмольник. Однако все, что было связано с его участием в картине, словно преследовал злой рок. В первый раз сгорела декорация, а во второй в нее въехал пьяный водитель. В итоге, Ярмольника решено было убрать из фильма.
Бронеслав Бродунков должен был играть одну из ролей, tun актерская игра очень нравилась Данелии. Актера разбил инсульт, поэтому его персонаж был убран из сценария.
Абрадокса с планеты Альфа планировал сыграть Норберт Кухинке, но его пришлось заменить самим режиссером с формулировкой "по политическим соображениям".
Песня «на речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Уэф, когда его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Г. Данелии, где снимался Е. Леонов, начиная с «Тридцать три» (1965).
Ирина Шмелева, исполнявшая роль Цан, осталась без костюма. Ей наспех соорудили одеяние из простой ткани, этот образ остался в фильме.
За одну поездку в Кара-Кумы снять весь материал не получилось, поэтому пришлось ехать в пустыню еще раз.
Пепелац (от грузинского "пепела") означает "бабочка"
С пепелацем связана еще одна история - в первый день съемок по рекомендации художника-постановщика было решено "подкоптить" пепелац, чтобы он выглядел органичнее в кадре. Как и всегда в таких случаях, с копчением переусердствовали, и аппарат загорелся.
В одном из интервью Георгий Данелия рассказал, что к нему подошли американцы и спросили, как он добился таких впечатляющих спецэффектов в своем фильме.
Данелия сказал, что не понимает, о чем речь, ведь спецэффектов в фильме вообще нет. "Ну,как же? У Вас там огромная ржавая бочка летает!"
"Так это нам гравицаппу выдали, вот и летает", - ответил Данелия. "Напишите письмо в наше министерство обороны - может быть, они и Вам гравицаппу выделят!"