Найти тему
Культурный Хаос

Валери: гений, молчавший двадцать лет

«Юная Парка» Поля Валери - один из шедевров поэзии ХХ века.

Как мало мы знаем о современной иностранной поэзии? Сколько известных фамилий мы можем написать в комментариях к этому посту? В прошлый раз мы разговаривали про Элиота. Настало время добавить еще одно имя в список поэтических гениев современности.

Поль Валери. Человек, который, видимо подвел черту под всей историей французской поэзии, и в ближайшее время вряд ли кто-то другой будет способен потеснить его с этой вершины.

Поэт, который начал писать стихи в конце XIX века, а затем резко умолк на двадцать лет. По его собственным словам, в ночь на 4 октября 1892 года во время сильного шторам он испытал глубочайший экзистенциальный кризис. Через шесть лет после этого он полностью отошел от писательской деятельности, создал семью, устроился на работу чиновником. Служба оставляла много свободного времени, которое Валери посвящал созерцанию событий, которые происходили в мире, и размышлениям о проблемах творчества и труда.

Наконец, будучи уже почти пятидесятилетним солидным мужчиной, Валери возвращается к перу и пишет произведение, которое не только вознесло его на вершины славы, но и ошеломило всю Францию.

Поль Валери. Wikipedia
Поль Валери. Wikipedia

Поэму «Юная Парка» Валери посвятил французскому драматургу Андре Жиду такими строками:

На долгие годы оставил я искусство поэзии; пытаясь снова подчиниться ему, я сочинил это упражнение, которое и посвящаю тебе.

«Парка» писалась несколько лет. Изначально поэма задумывалась, как небольшое стихотворение, но в итоге разрослась до довольно большого произведения величиной в почти 500 строк. Сам Валери, как было сказано выше, относился к поэме, как к некоему упражнению, но в итоге этот «этюд» стал последним на данный момент величайшим явлением в литературе Франции.

Во-первых, кто такая Парка? На самом деле их трое и они не такие уж и юные. Обычно их изображают глубокими старухами. Парки — обитательницы древнеримской мифологии, которые управляют нитями судьбы. Первая — Нона — тянет пряжу, нить человеческой жизни. Вторая — Децима — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу. Наконец, третья — Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

Три Парки. Бернардо Строцци
Три Парки. Бернардо Строцци

Имел ли ввиду Валери именно этих героинь античности — непонятно. Само указание на юность Парки может говорить о том, что поэт пытается играть с символами древнеримской традиции, посмотреть по-новому на те силы, которые начали воздействовать на судьбы людей и всего мира на рубеже XIX и XX веков. Научно-технологический прогресс, двигавшийся вперед семимильными шагами, появление новых направлений в искусстве, Первая мировая война, превратившаяся в бойню, возникновение кино и звукозаписи — разве могли со всем этим справиться полуслепые Парки двухтысячелетней давности?! Что если все нити мировой судьбы перешли к существу новому, юному. Существу, которое сквозь боль и потери учиться заново распоряжаться судьбами человечества новой эпохи?

Кто плачет в этот час? Не ветер ли ночной
Гранит верховные алмазы надо мной?
Кто плачет так, что я сама вот-вот заплачу?

Так начинается поэма, так просыпается Парка, примерно также возвращался к поэтическому перу и сам Валери. Быть может, Парка — это образ самой поэзии? Два десятилетия, прошедшие в анализе мировых и культурных явлений (Валери имел очень аналитический склад ума) закончились, наконец, итоговым программным заявлением поэта.

Содержание поэмы, само по себе, похоже на противоборство нескольких начал: страхом перед пробуждением, появлением на свет, и стремлением к борьбе, которая местами осознается со всей ее фатальностью. Здесь много монологов с невидимыми существами, природой, собственным подсознанием.

Коварный!.. В отблесках язвящего огня
Пронзенной, познанной оставил ты меня…
В изменнице-душе нас возрождает жало:
Твой яд отныне — мой! Познав себя, бежала
По жилам молния — мной обладавший яд.
Для скрытных девственниц огни его таят
Угрозу ревности — к кому же я ревную?
О боги! ощутить в себе сестру иную,
Всегда горящую, всегда настороже!

«Юная Парка» сделал Валери одним из первых людей Франции. Литературные журналы называли его лучшим поэтом современности, несмотря на сложность, абстрактность и изысканную замкнутость его стихов. В 1920-х годах он пишет многочисленные эссе о природе искусства, разъезжает по миру с лекциями и, в общем, становится известной публичной персоной, представляя интересы Франции в Лиге Наций. Он основывает международный колледж в Каннах, изучающий французский язык и культуру, который действует и в наши дни.

Валери в последние годы жизни
Валери в последние годы жизни

Даже во времена Второй мировой войны, когда Валери отказался сотрудничать с фашистским режимом, он продолжал оставаться заметной фигурой в культурной и общественной жизни Европы.

Поэзия Валери отличается какой-то оптимистичной фатальностью, пониманием и принятием культурных кризисов, и, вместе с тем, четкой надеждой на то, что фундаментом для всего мироздания является нечто твердое, светлое, устойчивое и положительное. Какими бы катастрофами и происшествиями не омрачались судьбы и жизни людей, основой всему всегда, по Валери, является любовь, красота, разум и вера в будущее.

Ах, если острия трезубцев водяных,
Исторгнутые мглой, мою исколют кожу,
Наперекор себе тогда я приумножу,
О солнце, похвалы и сердцу, и твоим
Лучам, дарующим рожденье нам двоим, —
Я кровью девственной тянусь к снопам огнистым,
И благодарна грудь под золотым монистом!

К содержанию блога

#польвалери #поэзия #литература