Найти тему

Если янтарь – это смола древних сосен, то откуда он берется тоннами?

(Окончание. Начало здесь и здесь).

Янтарь содержится в так называемой «голубой земле» - смеси из песка и глины, около 40% которой составляет минерал глауконит.

Ловцы янтаря на берегу Балтийского моря, XIX век.
Ловцы янтаря на берегу Балтийского моря, XIX век.

Он и придает янтароносной породе характерный голубоватый оттенок.

-2

«Голубая земля» залегает на глубине до 100 м, в поселке Янтарный Калининградской области (ранее – Пальмникен) – всего 10 м.

-3

Иногда ее можно встретить у основания обрывистых морских берегов. Максимальное содержание янтаря в такой породе – до 4,5 кг на один кубометр.

С древнейших времен янтарь вылавливали в море специальными сачками, когда во время шторма он поднимался вместе с водорослями со дна на поверхность волн.

Вновь опустившийся на дно янтарь выискивали в штиль с лодок и также поднимали специальными сетями.

С XIII века в Пруссии существовала так называемая янтарная регалия – государственная монополия на вылов «солнечного камня».

Добыча янтаря в шахте «Анна», начало ХХ века, Пальмникен. Использовался специальный многоковшовый экскаватор – абзетцер.
Добыча янтаря в шахте «Анна», начало ХХ века, Пальмникен. Использовался специальный многоковшовый экскаватор – абзетцер.

За определенную плату частному лицу можно было выкупить такое право, получив специальный жетон, действующий в отдельной местности.

Выловленный янтарь было необходимо сдать государству в течение одних суток.

С развитием технологий подводным сбором янтаря также стали заниматься водолазы.

В 1781 году в Синявино, что в 3 км от Янтарного (бывший Пальмникен), на который и сейчас приходится около двух третей мировой добычи янтаря, была открыта первая шахта по добыче ценного сырья.

Однако она проработала только около 7 лет.

К началу ХХ века в Пальмникене действовал большой карьер с использованием многоковшовых экскаваторов – абзетцеров, обеспечивавших промышленные масштабы добычи.

Сейчас в Янтарном ежегодно таким образом добывается около 300-400 тонн сырца янтаря.

Два крупнейших, известных в России цельных куска янтаря-сырца имеют вес более 3 и 4 кг. Считается, что они возникли в течение длительного времени, когда смола много раз натекала н одно и то же место.

В XV-XVIII веках в Пруссии работали множество мастеров, использовавших в своих произведениях янтарь. Их творения бережно хранились вплоть до Второй мировой войны в частных и государственных собраниях.

Крупнейшими из них были собрания музея государственной янтарной мануфактуры и Кенигсбергского музея. Многие были утрачены во время войны, однако часть попала в Калининградский музей янтаря.

В 1925-45 годах в Восточной Пруссии работала Кенигсбергская государственная янтарная мануфактура, на базе которой уже в советское время был создан Калининградский янтарный комбинат. Мануфактура имела филиалы в Данциге (Гданьске) и Берлине.

Добыча сырья велась все в том же Пальмникене, где также происходила первичная обработка янтаря и находился плавильный цех.

-19

Конечное производство работало в Кенигсберге, в 1930-х годах на мануфактуре трудились 2650 человек.

Продукция из «германского золота», как называли тогда янтарь, широко рекламировалась и продавалась не только по всей Германии, но и в других странах.

Представительства мануфактуры работали в Вене, Брюсселе, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Изделия отличались высокой художественной ценностью и не раз выставлялись на различных международных выставках.

Предприятие изготавливало ювелирные украшения, предметы быта, сувениры, памятные медали и значки, спортивные призы и даже предметы религиозного культа.

Наряду с серийной продукцией, выполнялись авторские работы: скульптуры, рельефы, модели парусников и т.д. Особое внимание уделялось возрождению ремесленных традиций немецких мастеров XVII-XVIII веков.

Художественным консультантом в 1930 году стал скульптор Герман Брахерт, создатель и носитель идей известной школы дизайна Баухаус. С 1933 года художественным руководителем мануфактуры работал Ян Хольш, который также делал акцент на дорогостоящей продукции с высокой художественной ценностью.

В советское время мануфактура возобновила работу уже в новом качестве. В 1979 году был открыт Калининградский музей янтаря. С тех пор его посетили около 6 миллионов человек.

Особую ценность в коллекции представляют уникальные произведения европейских мастеров XVIII века, переданные в дар музею Оружейной палатой Московского кремля.

Также в экспозиции можно увидеть научные реконструкции и точные копии художественных изделий прусских мастеров XVII-XVIII веков, выполненные ленинградскими реставраторами. (Музей янтаря действует и в Янтарном, где также можно посмотреть, как ведется современная добыча сырца в большом карьере).

Данная работа велась с 1979 года в рамках проекта по воссозданию утраченной Янтарной комнаты, которую в годы Второй мировой войны немцы перевезли из Екатерининского дворца в Царском селе (городе Пушкине) в Кенигсбергский замок. Особо стоит отметить заслуги реставратора высшей категории и ведущего петербургского резчика по янтарю Александра Крылова.

В качестве источника данных ученые использовали иллюстрированный сборник Альфреда Роде «Янтарь – немецкий поделочный материал», вышедший в 1937 году и содержавший черно-белые изображения произведений XV-XVIII веков.

Роде – доктор искусствоведения, создатель коллекции изделий из янтаря в Кенигсбергском музее и хранитель Янтарной комнаты в годы Второй мировой войны.

В декабре 1945 года он и его жена скончались в больнице якобы от дизентерии. Но есть основания подозревать, что их смерть носила насильственный характер и была следствием желания скрыть следы пропавшей Янтарной комнаты.

Восстановленная Янтарная комната в Екатерининском дворце.
Восстановленная Янтарная комната в Екатерининском дворце.

По одной из версий, отряд смершевцев нашел ящики с панно в подвалах Кенигсбергского замка еще в конце войны. И затем они были тайно проданы и переправлены на Запад в счет оплаты долгов СССР по ленд-лизу.

В заметке использованы материалы Историко-художественного музея и Музея Янтаря в Калининграде, а также фото из личного архива автора.

Также на канале:

Куда уехал цирк? Он был еще вчера… Неожиданно для себя узнал, куда из латвийской Юрмалы переместились русскоязычные исполнители и их публика
Записки путешественника19 июля 2022
Абзетцер под Воскресенском – какова его судьба в 2020 году?
Записки путешественника3 ноября 2020