Скоро у нас годовщина события, которое ускорило наше вхождение, по версии прозападно настроенной части общества, в Эру новых возможностей и свободы - «Августовский путч».
Дурацкое, кстати, название. А когда пытались сместить Никиту, как это называлось? Да никак. Просто отстранение от власти за волюнтаризм. Дворцовый переворот, если кому так нравится.
А потом был 93 год и понеслось. Вот решил вспомнить, где я тогда был и свои ощущения во время тех событий.
Летом 91 года я был на преддипломной практике, которую мы проходили, мотаясь на уазовской буханке вокруг Балаковской АЭС. Мы занимались сбором проб грунтов вокруг АЭС, а также брали пробы у отвалов фосфогипса Балаковского Завода Минеральных удобрений.
Базировалась наша партия в полевом лагере на берегу Волги.
Хорошее было время – работа, Волга, рыба, иногда немного горячительного, а иногда много, но в пределах разумного. Отличная такая жизнь студентов геологов.
Радио у нас не было и с посторонними мы не особо контактировали. Зашли в магазин в ближайшем селе, купили что надо и вышли. Получилось, что мы были оторваны от жизни и, в принципе, не парились по этому поводу.
И вот во второй половине августа приезжает начальник нашей партии и сообщает, что в стране переворот и какое-то ГКЧП нарисовалось.
Пресс-конференция членов ГКЧП (1991), Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
То есть, кадры Янаева с трясущимися от волнения руками я увидел намного позже.
Мы так подумали, подумали… А что, работы у нас еще полно, до середины сентября хватит, да и задержаться до холодов вполне можно, а там глядишь все и устаканится. Ну, потом вы все помните – Горбачев вернулся, чтобы уйти и у нас наступила эпоха Постмодерна.
Уже были Тбилиси, Баку, Рига, Карабах и Приднестровье, Таджикистан. Вспыхивало то тут, там. В то время я по молодости до конца не осознал еще всего ужаса того, что произошло, хотя и понимал, что раз власть обрушилась, то впереди нас ждут сложные времена и гражданская война по окраинам уже идет, а значит будет только хуже.
Да она уже шла, но воспринималось это как-то абстрактно – нас тут в центре России это же не коснется. Ну а если что, то в армии я уже послужил и если призовут, то….. Что будет, если призовут, думать не хотелось. Не призвали.
Сентябрь 93 года я встретил тоже в поле на вахте недалеко от границы с Казахстаном в степи. Я сидел на откачке один, но рация и радио у меня были. По рации мне передали, что в Москве назревает заваруха какая-то. Сразу включил радио и поймал какую-то волну. Не помню – вроде какой-то Казахский новостной канал, вещавший на русском, потом нашел Маяк. Радио ловилось плохо и все время куда-то пропадало. Степь и до ближайшего жилья километров 30 было.
Не фига не понял, что происходит, но подумалось, что еды у меня на пару месяцев хватит и нехай они там разбираются, я пока в степи пересижу.
Не пересидел – вахта заканчивалась через несколько дней, нужно было сдавать материалы и отчет, и более удачливый геолог занял мое место в вагончике, а я на несколько дней завис у телевизора.
Слава богу, что через неделю снова надо было ехать, а то ощущение какого-то маразма, с этими воплями про проклятую конституцию и рвущихся к власти коммунистов, нарастало.
Иногда из телевизора лилось что-то совсем уж мутное, прямо в духе того, как у нас с Эпохи Перестройки описывали и показывали выступления в поддержку процессов 37 года, и слушать это все было как-то паскудно.
После того эфира я еще сильней зауважал Жигунова – он единственный, кто старался быть объективным и высказывал свою позицию открыто.
У нас принято ругать Ахеджакову – она и такая, и сякая. Мне кажется, что не стоит этого делать слишком рьяно – у нее хотя бы были убеждения, в отличие от других, и она их отстаивала. Она убежденная антикоммунистка и Бог ей судья.
Но мне представляется такая аллегория:
Немолодая уже актриса на руинах Белого дома приветствующая Грабителей страны во главе с Алкашом на троне. Так вот мне представляется Ельцинская победа над Парламентом в 93.
В этом интервью Станислав Говорухин рассказал о тех событиях, назвав из Часом Негодяев
Главное же паскудство, для меня во всяком случае, заключалось в том, что тогда в 93 пришло горькое осознание, что лучше уже точно не станет и впереди нас ждет время разграбления, распада и кастовое общество в итоге, и теперь каждый сам за себя.
До того я грешным делом еще возлагал какие-то надежды на русскую интеллигенцию, наивно полагая, что умные и порядочные смогут найти какой-то общий путь для страны.
Но в 1994 году в Россию приехал Солженицыин, интеллигенция начала вымирать, а вместо нее и под ее именем начали орудовать интеллектуалы, не обремененные ни рефлексиями, ни даже малейшим желанием понять чужую точку зрения и договориться. Интеллектуалы с обеих сторон – умные, многие даже талантливые, воинственные и нетерпимые друг к другу, во всяком случае на людях и в медийном пространстве.
Так и будем мы делиться на левых и правых, белых и красных, сидевших и сажавших. К сожалению, хотя распад и приостановился, но в отношениях ничего не меняется и в стране все тот же раздрай. Только добавилось еще определений.
У нас почему-то рождаются только термины разъединяющие – ватники и либерасты, например, а вот терминов объединяющих не появляется.
Сами мы, похоже, уже не можем с того самого октября 93-го придумать что-то, чтобы нас связывало. Не можем или не хотим.
А может быть мы и правы, что не хотим объединяться? В чем смысл объединения, ну, например, с Чубайсом или кем-то типа Березовского? Может ну его это единение, обойдемся как-то и останемся теми, кого на коллективном Западе объединили одним названием – вы все Русские. Такое что-то исторически страшное и дремучее.
Так может и фиг бы с ним - русские и русские. Все мы для них русские. А дома мы уж как-то разберемся с генами и содержанием кровей.
Только нужно помнить и обращать внимание на их прессу – как только у них кроме русских в СМИ начнут появляться татары, башкиры, чукчи или якуты, а то и про казаков вспомнят или начнут уж слишком рьяно стенать про притеснения русских в собственной стране - значит точно готовится очередная пакость. Этому они нас за 30 лет научили.
Вот таким было для меня то время, и такие выводы меня постигли. Старый я уже.
#август91 #гкчп #августовскийпутч #москва1993 #расстрелбелогодома