Четвёртая книга Эйдзи Микагэ напрямую продолжает третью, и в ней автор ставит перед собой ещё более высокую планку, окончательно перепрыгивая из сферы фантастического романа в бездны психологического. Его герою предстоит сделать страшный выбор – убить или нет?.. – и если раньше он держался твёрдого убеждения, что перейти запретную черту никогда не сможет, то теперь… Теперь он, кажется, готов – и писателю необходимо и его, и нас убедительно и точно подвести к неотвратимости неминуемого.
Самое трудное – выбрать правильный путь – всё остальное уже не так сложно.
Конечно, речь об убийстве виртуальном. Известно уже, что в игре «Свергни короля» участвует «в каждом раунде только один настоящий игрок, все остальные – всего лишь копии», а потому, раз игрок на новом этапе сам Кадзуки Хосино, то ему и карты в руки: «Короче, убивайте их, сколько хотите, в реальности они всё равно останутся невредимы – и наслаждайтесь игрой!» Только вот он вовсе не намерен мстить (хотя ведь есть за что), а напротив – по-прежнему лелеет надежду, что справиться с бесчеловечными условиями вполне по силам и без человеческих жертв. Он помнит данное ему обещание («Ты выиграешь, если все доживут до восьмого дня»), а потому настроен убедить всех на мирное решение поставленных перед ними вопросов.
Поэтому, чтобы победить…
Мне придётся взять власть в свои руки.
– Ха-ха…
Серьёзно? Чтобы уничтожить «Свергни короля», кто-то должен взойти на трон?
Значит, мы выиграем, если править буду я?
Но очень скоро выясняется, что благими намерениями выложена дорога сами знаете куда – и управлять людьми отнюдь не так просто, как сперва могло подуматься. Уговорить кого-то сделать что-то так, а не иначе, – задача архитрудная, тем более что каждый здесь – сам за себя, а у Кадзуки есть как явные, так и скрытые противники, которые со всей определённостью намерены перетянуть одеяло в свою сторону. И мало хотеть обладать каким-либо влиянием – надо его ещё заслужить, каким-то образом доказав всем, что тебе можно (а главное – нужно!) верить. И вот это у героя получается постольку поскольку. А сказать начистоту – не получается вовсе.
Тут-то писателю и понадобилось всё его мастерство, чтобы провести своих персонажей по заготовленному сюжетному лабиринту, полному тупиков и трагических ошибок. «Приятно работать над книгой, в которой скрыто больше смыслов, чем лежит на поверхности», – как пишет он сам в послесловии.
– Хосино заявил, что нас освободят, если все выживут. Звучит отлично! Но чего он хочет на самом деле? Вдруг он только и ждёт, что мы проглотим его наживку? Опасно просто верить ему на слово и выполнять его указания, так ведь?
Ребята внимательно слушали.
– Мы не знаем, правду ли говорит Хосино, но, похоже, другого плана у нас нет. К тому же, если есть вероятность, что можно победить без жертв, убивать никто не начнёт. {…} Не знаю, чего хочет тот, кто создал эту безумную игру, но вряд он будет в восторге, если мы закончим её мирно. Ему нужна бойня. Или вы думаете, у него какая-то иная задача?
Важный нюанс в том, что на этот раз герой хочет во что бы то ни стало справиться самостоятельно, без помощи своей верной подруги, которая неизменно выручала и спасала его в предыдущих книгах. «Я выиграю эту войну сам», – самонадеянно решает он, не зная ещё, что именно на себя взваливает.
Мария, разумеется, замечает это: «Кадзуки, – перебила она, – я думала, что могу предугадывать твои поступки – ведь мы прожили вместе целую жизнь. Но в этой игре ты ведёшь себя совсем по-другому. Не так, как я ожидала». Но её роль теперь – не защитницы, а ровно наоборот: молодой человек, почувствовав свои силы, строит планы на победу не только в нынешней игре, но и дальше – собираясь наконец-то объяснить читателю, что значит вторая часть заголовка про «нулевую Марию».
Я никогда не видел её.
Не знал ту Марию, которая ещё не побывала в самом первом повторе, нулевую Марию.
И она сейчас плачет где-то глубоко внутри той Марии, которая стоит передо мной, на морском дне «Поддельного счастья».
Рыдает в одиночестве.
Я найду её.
– Я найду нулевую Марию.
Разыщу её, вызволю оттуда, обниму и никогда не отпущу.
Верю, что так она будет счастлива. Поэтому сделаю это.
Как и прежде, «Пустая шкатулка» наполнена шокирующим подчас насилием – детальное описание которого может вызвать тошноту у неподготовленного к этому читателя. Одна из участниц игры, подобно якудза, отрубает себе мизинец («А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!»). Другой кромсает девушку ножом («Бам. Бам. Бам. Бам. Бам»). Но и за пределами виртуального пространства жестокость никуда не исчезает – в реальности её ещё больше. Одноклассники хватают героя за промежность и обсуждают, как бы «накормить его носками», – в наказание за неподобающее, как им кажется, поведение («Пускай поплатится!»). Главный же злодей и вовсе выдаёт полное жути признание («Наверное, я переборщил – просто вышел из себя»), задаваясь риторическим вопросом: «И в какой момент насилие для меня превратилось в развлечение?»
Опрокидывая нас в такие ужасы, которых и не ожидаешь от цивилизованного (как думалось) японского общества, автор тем самым со всей наглядностью показывает, что человеческая природа одинакова в любых условиях, и проблемы буллинга и хейтерства, выражаясь современным языком, актуальны в каждой школе, где бы та ни находилась.
Только вот разыскивая способ решения этой беды, он его, конечно, не находит. Потому что смотрит на ситуацию не глазами взрослого психолога, а говорит от лица простых школьников, попавших в западню и не имеющих моральных сил из неё выбраться. Он лишь описывает то дно, на которое можно упасть, – ступеньки же наверх очерчивая разве что призрачным пунктиром.
А потому вряд ли можно сказать, что эта серия книг – о спасении. Пока что, во всяком случае, спасение каждый раз весьма и весьма условно.
Я всё ещё верю, что жестокостью ничего не решить. Зато с её помощью можно разрушать. Как бы высоко ты ни стоял, сколько бы у тебя ни было славы и денег – всё можно уничтожить силой. Когда я ломаю чью-то жизнь, я чувствую, как в голове вспыхивает яркий свет, он разливается по всему телу, и я растворяюсь. Поэтому и не могу остановиться.
Уверен, и меня когда-нибудь сломают.
#ЭйдзиМикагэ #Пустаяшкатулка #нулеваяМария #КадзукиХосино #ранобэ #литератураяпонии #школьныйбуллинг #подростковоенасилие #книгидляподростков #YoungAdult
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Пустая шкатулка и нулевая Мария» Эйдзи Микагэ: книга 3
«Пустая шкатулка и нулевая Мария» Эйдзи Микагэ: книга 2
«Пустая шкатулка и нулевая Мария» Эйдзи Микагэ: книга 1
Книгочей с усатыми брылями. О «Коте, который любил книги» Сосукэ Нацукавы
«Один день на войне»: фильм, который никогда не решатся поставить. Фрагмент 1
«Один день на войне»: фильм без хэппи-энда. Фрагмент 2
32-й анонс «Бумажных комиксов»: пять новых книг о борьбе за правое дело
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!