Северный флигель Ярославской земской уездной управы, нач. XX в.
Своим видом этот дом на улице Собинова, 5а, напоминает, скорее, элитный особняк какой-нибудь княгини или генеральши, поклонницы изящных искусств.
Меж тем, здание имело сугубо утилитарное назначение. В нём располагался один из департаментов Ярославской земской уездной управы.
В облике строения плавные линии фасада удачно сочетаются с декоративным убранством. Пилястры с круглыми медальонами выразительно обрамляют крупное арочное окно. Очень хороши завершения колонок-«импостов» в виде цветочных розеток.
Князь здесь всё же был, самый настоящий – с 17-ю коленами древнего рода. В 1889-1895 гласным Ярославской уездной управы избирался князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939), один из лидеров местной либеральной фронды, основатель «рупора прогрессивной губернской общественности» - газеты «Северный край».
В 1917 г. Д.И. Шаховской был назначен министром государственного призрения Временного правительства. В годы Советской власти занимался краеведением и историческими исследованиями. В 1939 г. в возрасте 78 лет Шаховской был расстрелян на Бутовском полигоне за «контрреволюционную деятельность». Посмертно реабилитирован в 1957 г.
Дом Г.И. Либкена, начало нач. XX в.
По-своему выразителен дом, расположенный в начале Власьевской улицы (ныне ул. Свободы, 9). Два вертикальных пилона, пересекающие весь фасад, придают небольшому, в общем-то, строению вид динамичный и устремлённый. Он наглядно олицетворяет стремительный путь к мировому прогрессу. Арочные окна первого этажа перекликаются с изогнутой крышей мансардной надстройки.
С 1907 г. дом принадлежал примечательному деятелю, владельцу сети гастрономических магазинов, «электрической» колбасной фабрики и рыбной коптильни Григорию Ивановичу Либкену (1870-1936).
Для продвижения своего товара он придумал оригинальный маркетинговый ход – при приобретении колбасных изделий на некоторую сумму покупателям вручался бесплатный билет на киносеанс в собственный «электро-театр» Либкена «Волшебные грёзы».
От желающих не было отбоя, да и ходить далеко не приходилось – кинозал располагался прямо над магазином на втором этаже здания. А на 3-м этаже находилась частная мужская гимназия Д.Н. Щёголева. Для учащихся демонстрировались исторические и научно-познавательные фильмы (таковые тогда уже были).
Вскоре предприимчивый «колбасный король» сумел по достоинству оценить безграничные возможности кинематографа. Несомненно, при умелом подходе массовое зрелище являло собой подлинное эльдорадо. К формированию репертуара Либкен подошел весьма творчески – он отказался от покупки фильмов на стороне, и перешел к производству собственных кинолент! И сам выступал в качестве режиссёра!
Первым немым фильмом, снятым в его студии, стала остросюжетная драма «Дочь купца Башкирова». За ней последовали «Капитанская дочка», «Малюта Скуратов», «Волгари», «Человек из ресторана», «Мой костер в тумане светит» …
Поистине общероссийским «хитом» стала киноэпопея «Стенька Разин», снятая в окрестностях Ярославля – на Волге и Верхнем острове. А всего из съёмочных павильонов «ярославского Голливуда» вышло в свет более 70-ти фильмов!
На волне успеха Либкен открыл обширную сеть кинозалов по всей стране: три – в Москве, два в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, Новониколаевске (Новосибирске), Киеве, Ташкенте, на Дальнем Востоке … В 1917 году в них при полном аншлаге демонстрировалась лента «Темные силы – Григорий Распутин и его сподвижники».
Однако к 1918 году работы на ярославской кинофабрике были прекращены. Всё имущество Либкена было национализировано, а сам он, как бывший капиталист и эксплуататор, оказался под пристальным надзором «органов» ЧК.
Никакие заслуги на поприще российского кино в зачет здесь не шли. Не дожидаясь появления на сцене «карающего меча революции», Либкен поспешил эмигрировать за границу. В 1920-м году он открыл свою киностудию в Стамбуле.
Однако в Турции дела у режиссера откровенно не заладились. Атмосфера на чужбине была не та, да и зритель не тот. Последней лентой Г.И. Либкена стал фильм «Тайны Босфора», снятый в 1923 г.
В 1930-е годы в бывшем доме Либкена располагался Ярославский аэроклуб. Из его стен вышли многие боевые летчики, в том числе четырнадцать Героев Советского Союза.
В 1959-1961 гг. здесь проходила обучение первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.
О героических временах напоминают барельефы 1930-х гг. на фасаде дома: «Самолеты-гиганты», «Парашютный десант», «Бойцы воздушного десанта», «Пионеры-авиамоделисты», «Друзья-пилоты».
На некоторые размышления наводит барельеф с 3-мя огромными самолетами, летящими в облаках. Вроде бы, изображены тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Но эти машины были 4-х моторными.
На барельефе же красуются более мощные 6-ти моторные самолеты! Возможно, это туполевские ТБ-4 (1933 г.) Но в серии они практически не выпускались. Стало быть, на барельефе отражена мечта, так и не ставшая былью(?) Буду признателен читателям, которые могут прояснить этот вопрос.
А вот самолеты на барельефе «Бойцы воздушного десанта» хорошо известны – это десантный вариант биплана Р-5 с кассетами Г-61 Гроховского.
В центре мемориальной композиции располагается барельеф «Друзья-пилоты». Годы войны стали для них тяжким испытанием. Вспомним роман Симонова «Живые и мёртвые». Он начинается с трагической сцены последнего боя эскадрильи ТБ-3. Но в конечном счёте, Победа была за нами …
Дом Самариной, вторая пол. 19 в., реконструкция нач. 20 в. (?)
Дом Самариной по адресу ул. Суркова, 10, особыми архитектурными достоинствами не блещет, но представляет собой определённую загадку.
Так, в перечне охраняемых исторических объектов Ярославского департамента культуры здание датируется второй половиной 19 в.
Однако в паспорте ГИС (Государственная Информационная Система), разработанном городскими муниципальными службами, в качестве даты его постройки указан 1948 г.(?)
В то же время, некоторые источники сдержанно причисляют строение к памятникам эпохи модерна.
Можно согласиться, что здание воплотило в себе черты сразу нескольких строительных периодов.
Окна первого этажа с замковыми камнями, действительно, напоминают декор середины 19 в.
К тому же периоду можно отнести окна 2-го этажа с прямыми и лучковыми сандриками.
С меньшей уверенностью можно отнести к 19 в. окна 3-го этажа. Однако их тонко профилированные обрамления на 1948 г. точно не похожи.
В то же время, балюстрада с фигурными решетками и шатровое завершение лестничной башни однозначно относятся к стилю модерн начала XX в. Возможно, в те же годы возведена вся лестничная пристройка (справа от основного объема).
Последняя реконструкция здания, находившегося в аварийном состоянии, производилась в 2018 г. Главное, что самобытный дом удалось сохранить. Его шатровая башенка оживляет городской ландшафт, органично вписываясь в круг памятников XVII века
P.S. Данный материал является продолжением статей:
- Модерн в Ярославле. Особняк «звёздного мальчика»;
- Модерн в Ярославле. «Столичный шик» на берегах Волги;
- Модерн в Ярославле. «Прильнувшие к камням соцветья диких лилий» …