Найти тему

Модерн в Ярославле. От звёзд немого кино – к звёздам на крыльях

Северный флигель Ярославской земской уездной управы, нач. XX в.

Своим видом этот дом на улице Собинова, 5а, напоминает, скорее, элитный особняк какой-нибудь княгини или генеральши, поклонницы изящных искусств.

Северный флигель Ярославской земской уездной управы, нач. XX в.
Северный флигель Ярославской земской уездной управы, нач. XX в.

Меж тем, здание имело сугубо утилитарное назначение. В нём располагался один из департаментов Ярославской земской уездной управы.

Вид флигеля
Вид флигеля

В облике строения плавные линии фасада удачно сочетаются с декоративным убранством. Пилястры с круглыми медальонами выразительно обрамляют крупное арочное окно. Очень хороши завершения колонок-«импостов» в виде цветочных розеток.

Фрагмент фасада
Фрагмент фасада

Князь здесь всё же был, самый настоящий – с 17-ю коленами древнего рода. В 1889-1895 гласным Ярославской уездной управы избирался князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939), один из лидеров местной либеральной фронды, основатель «рупора прогрессивной губернской общественности» - газеты «Северный край».

В 1917 г. Д.И. Шаховской был назначен министром государственного призрения Временного правительства. В годы Советской власти занимался краеведением и историческими исследованиями. В 1939 г. в возрасте 78 лет Шаховской был расстрелян на Бутовском полигоне за «контрреволюционную деятельность». Посмертно реабилитирован в 1957 г.

Князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939)  https://vaskinohram.ru/wp-content/uploads/2019/01/2183caa1e49b1ca83182e254d46d8956-1000.jpg
Князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939) https://vaskinohram.ru/wp-content/uploads/2019/01/2183caa1e49b1ca83182e254d46d8956-1000.jpg

Дом Г.И. Либкена, начало нач. XX в.

По-своему выразителен дом, расположенный в начале Власьевской улицы (ныне ул. Свободы, 9). Два вертикальных пилона, пересекающие весь фасад, придают небольшому, в общем-то, строению вид динамичный и устремлённый. Он наглядно олицетворяет стремительный путь к мировому прогрессу. Арочные окна первого этажа перекликаются с изогнутой крышей мансардной надстройки.

Дом Г.И. Либкена, начало XX века
Дом Г.И. Либкена, начало XX века

С 1907 г. дом принадлежал примечательному деятелю, владельцу сети гастрономических магазинов, «электрической» колбасной фабрики и рыбной коптильни Григорию Ивановичу Либкену (1870-1936).

Для продвижения своего товара он придумал оригинальный маркетинговый ход – при приобретении колбасных изделий на некоторую сумму покупателям вручался бесплатный билет на киносеанс в собственный «электро-театр» Либкена «Волшебные грёзы».

Реклама электро-театра Г.И. Либкена http://cinemafirst.ru/wp-content/uploads/2017/01/Razin_20.jpg
Реклама электро-театра Г.И. Либкена http://cinemafirst.ru/wp-content/uploads/2017/01/Razin_20.jpg

От желающих не было отбоя, да и ходить далеко не приходилось – кинозал располагался прямо над магазином на втором этаже здания. А на 3-м этаже находилась частная мужская гимназия Д.Н. Щёголева. Для учащихся демонстрировались исторические и научно-познавательные фильмы (таковые тогда уже были).

Вскоре предприимчивый «колбасный король» сумел по достоинству оценить безграничные возможности кинематографа. Несомненно, при умелом подходе массовое зрелище являло собой подлинное эльдорадо. К формированию репертуара Либкен подошел весьма творчески – он отказался от покупки фильмов на стороне, и перешел к производству собственных кинолент! И сам выступал в качестве режиссёра!

Кадр из фильма «Драма на Волге», 1913 г. Герои на фоне Толгского монастыря напоминают силуэтные рисунки Александра Бенуа https://zen.yandex.kz/media/realcrime/s-kogo-na-samom-dele-srisovali-ostapa-bendera-5f58c379653f433539900497
Кадр из фильма «Драма на Волге», 1913 г. Герои на фоне Толгского монастыря напоминают силуэтные рисунки Александра Бенуа https://zen.yandex.kz/media/realcrime/s-kogo-na-samom-dele-srisovali-ostapa-bendera-5f58c379653f433539900497

Первым немым фильмом, снятым в его студии, стала остросюжетная драма «Дочь купца Башкирова». За ней последовали «Капитанская дочка», «Малюта Скуратов», «Волгари», «Человек из ресторана», «Мой костер в тумане светит» …

Кадр из фильма «Дочь купца Башкирова» https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/59923/pub_6125c7d01d4ea51354e7d6f2_613307574ce7622db00398f1/scale_1200
Кадр из фильма «Дочь купца Башкирова» https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/59923/pub_6125c7d01d4ea51354e7d6f2_613307574ce7622db00398f1/scale_1200

Поистине общероссийским «хитом» стала киноэпопея «Стенька Разин», снятая в окрестностях Ярославля – на Волге и Верхнем острове. А всего из съёмочных павильонов «ярославского Голливуда» вышло в свет более 70-ти фильмов!

Афиша фильма режиссера Г.И. Либкена «Стенька Разин» в 7-ми частях https://yarwiki.ru/article/2803/1913-1917-yaroslavskaya-kinofabrika-grigoriya-libkena
Афиша фильма режиссера Г.И. Либкена «Стенька Разин» в 7-ми частях https://yarwiki.ru/article/2803/1913-1917-yaroslavskaya-kinofabrika-grigoriya-libkena

На волне успеха Либкен открыл обширную сеть кинозалов по всей стране: три – в Москве, два в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, Новониколаевске (Новосибирске), Киеве, Ташкенте, на Дальнем Востоке … В 1917 году в них при полном аншлаге демонстрировалась лента «Темные силы – Григорий Распутин и его сподвижники».

Рекламный проспект «синематографической конторы» Г.И. Либкена https://yarwiki.ru/uploaded/5/e/5ec66dd1ce3d530034ab5d2cb0cb7f8e-1000.jpg
Рекламный проспект «синематографической конторы» Г.И. Либкена https://yarwiki.ru/uploaded/5/e/5ec66dd1ce3d530034ab5d2cb0cb7f8e-1000.jpg

Однако к 1918 году работы на ярославской кинофабрике были прекращены. Всё имущество Либкена было национализировано, а сам он, как бывший капиталист и эксплуататор, оказался под пристальным надзором «органов» ЧК.

Никакие заслуги на поприще российского кино в зачет здесь не шли. Не дожидаясь появления на сцене «карающего меча революции», Либкен поспешил эмигрировать за границу. В 1920-м году он открыл свою киностудию в Стамбуле.

Однако в Турции дела у режиссера откровенно не заладились. Атмосфера на чужбине была не та, да и зритель не тот. Последней лентой Г.И. Либкена стал фильм «Тайны Босфора», снятый в 1923 г.

Съемка фильма на кинофабрике Либкена https://archivogram.top/gal/289/276/aktyory_v_syomochnom_pavilyone_kinofabriki_gi_libkena-40-33254651.jpg
Съемка фильма на кинофабрике Либкена https://archivogram.top/gal/289/276/aktyory_v_syomochnom_pavilyone_kinofabriki_gi_libkena-40-33254651.jpg

В 1930-е годы в бывшем доме Либкена располагался Ярославский аэроклуб. Из его стен вышли многие боевые летчики, в том числе четырнадцать Героев Советского Союза.

В 1959-1961 гг. здесь проходила обучение первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Памятные стелы на доме
Памятные стелы на доме

О героических временах напоминают барельефы 1930-х гг. на фасаде дома: «Самолеты-гиганты», «Парашютный десант», «Бойцы воздушного десанта», «Пионеры-авиамоделисты», «Друзья-пилоты».

Барельефы «Самолёты-гиганты» и «Парашютный десант», 1930-е гг.
Барельефы «Самолёты-гиганты» и «Парашютный десант», 1930-е гг.

На некоторые размышления наводит барельеф с 3-мя огромными самолетами, летящими в облаках. Вроде бы, изображены тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Но эти машины были 4-х моторными.

На барельефе же красуются более мощные 6-ти моторные самолеты! Возможно, это туполевские ТБ-4 (1933 г.) Но в серии они практически не выпускались. Стало быть, на барельефе отражена мечта, так и не ставшая былью(?) Буду признателен читателям, которые могут прояснить этот вопрос.

А вот самолеты на барельефе «Бойцы воздушного десанта» хорошо известны – это десантный вариант биплана Р-5 с кассетами Г-61 Гроховского.

Барельефы «Бойцы воздушного десанта», «Пионеры-авиамоделисты»
Барельефы «Бойцы воздушного десанта», «Пионеры-авиамоделисты»

В центре мемориальной композиции располагается барельеф «Друзья-пилоты». Годы войны стали для них тяжким испытанием. Вспомним роман Симонова «Живые и мёртвые». Он начинается с трагической сцены последнего боя эскадрильи ТБ-3. Но в конечном счёте, Победа была за нами …

Барельеф «Друзья-пилоты»
Барельеф «Друзья-пилоты»

Дом Самариной, вторая пол. 19 в., реконструкция нач. 20 в. (?)

Дом Самариной по адресу ул. Суркова, 10, особыми архитектурными достоинствами не блещет, но представляет собой определённую загадку.

Дом Самариной в Ярославле, ул. Суркова, 10
Дом Самариной в Ярославле, ул. Суркова, 10

Так, в перечне охраняемых исторических объектов Ярославского департамента культуры здание датируется второй половиной 19 в.

Однако в паспорте ГИС (Государственная Информационная Система), разработанном городскими муниципальными службами, в качестве даты его постройки указан 1948 г.(?)

В то же время, некоторые источники сдержанно причисляют строение к памятникам эпохи модерна.

Можно согласиться, что здание воплотило в себе черты сразу нескольких строительных периодов.

Вид дома Самариной
Вид дома Самариной

Окна первого этажа с замковыми камнями, действительно, напоминают декор середины 19 в.

К тому же периоду можно отнести окна 2-го этажа с прямыми и лучковыми сандриками.

С меньшей уверенностью можно отнести к 19 в. окна 3-го этажа. Однако их тонко профилированные обрамления на 1948 г. точно не похожи.

В то же время, балюстрада с фигурными решетками и шатровое завершение лестничной башни однозначно относятся к стилю модерн начала XX в. Возможно, в те же годы возведена вся лестничная пристройка (справа от основного объема).

Последняя реконструкция здания, находившегося в аварийном состоянии, производилась в 2018 г. Главное, что самобытный дом удалось сохранить. Его шатровая башенка оживляет городской ландшафт, органично вписываясь в круг памятников XVII века

Дом Самариной
Дом Самариной

P.S. Данный материал является продолжением статей:

- Модерн в Ярославле. Особняк «звёздного мальчика»;

- Модерн в Ярославле. «Столичный шик» на берегах Волги;

- Модерн в Ярославле. «Прильнувшие к камням соцветья диких лилий» …