- Как проходят ваши экспедиции? Как Вы находите вот эту затонувшую подлодку?
- Сначала это большая архивная работа. Балтийское море же — оно очень большое, но, так как обычно погибали наши лодки либо на минных полях немецких, либо финских, либо их просто бомбили уже, там, финские, немецкие самолеты, то, соответственно, данные об их гибели находятся именно в архивах немецких и финских, потому что они просто ушли в поход, дали последнюю радиограмму и не вернулись, вот. А архивы немецкие и финские позволяют понять примерно, какой квадрат был, где погибла лодка по каким-то данным. Бывает довольно точно, тем более, когда нашли прямо контуры минных полей, соответственно, по ним уже началась работа, потому что лодки пытались пройти сквозь минные поля, вот. И после архивной работы, соответственно, место поиска более-менее обозначается каким-то квадратом, и потом уже начинается техническая работа. Это нанимается корабль, на него устанавливается гидролокационное оборудование хорошее, современный гидролокатор бокового обзора, который позволяет уже сканировать пространство под водой на довольно большом расстоянии. И вот сканируется морское дно, смотрится, что там мы видим. Если видим объект, похожий примерно на то, что мы ищем, соответственно, мы его отмечаем и потом на него производим погружение. Уже ставим буек, вот, и команда по очереди спускается туда с камерами, со светом. Обычно спускаемся двумя командами. То есть мы никогда не погружаемся все вместе, потому что нужно, чтоб кто-то обязательно страховал, был, ну, как, ради безопасности. Мало ли, что может произойти? Соответственно, первая команда уходит — вторая ждет, вот. Первая поднимается, говорит о том, что они видели, что они сняли. Соответственно, делается какая-то дальнейшая корректировка, вот, и вторая команда уходит уже дальше, продолжает.
У нас теперь хорошая традиция — мы перед вообще экспедицией собираемся у нас в Даниловом монастыре, служим молебен Святителю Николаю как покровителю вообще всех путешественников, тем более морских путешественников, князю Даниилу тоже, естественно, да, и потом уже отправляемся в экспедицию. И там тоже мы обязательно служим панихиду, потому что те лодки, которые пропали, они все… естественно, о них есть информация в Министерстве обороны, мы заранее собираем сведения о погибших, кто там был, экипажи этих лодок. И, соответственно, уже либо на корабле, либо вот на острове, откуда мы уже выходим на точки, мы служим панихиду, поминаем всех, вот. И уже тогда как-то вот сердце успокаивается, и мы уже идем, действительно, вот на погружение.
- А приходилось Вам рисковать жизнью?
- Ну, как сказать? Конечно, у нас бывали происшествия, но про них как-то не хочется говорить, вот. К счастью, они были не очень такими существенными, но, тем не менее, конечно, всегда бывают какие-то случаи, которые… Ну, если все пойдет плохо, то может, да, привести к каким-то последствиям, таким уже серьезным.
Ну, скажем так, самая экстремальная ситуация была как-то раз, когда пришлось немножко запутаться в сетях, вот, и пришлось выпутываться. Ну, так, довольно-таки непросто, но, в общем-то, нет, все было слаженно, все было четко, вот, потому что все уже у всех отработано, поэтому… Ну, все равно пришлось, конечно, немножко понервничать.
Полностью интервью игумена Иннокентия (Ольхового) читайте в книге:
"Люди неба. Как они стали монахами"
https://www.labirint.ru/books/745621/