Эфес – город, основанный ионийскими племенами. По преданию его основал сын царя Кодра, Андрокл, который правил им вплоть до 6 в до.н.э. Его правление было полуаристократическим, а затем, после его смерти власть становилась всё более похожа на диктатуру. В городе располагались храмы Аполлона, Афины. В 541 г до.н.э. царь Крёз захватил город и пожелал воздвигнуть большой храм Артемиды. В это период и жил Гераклит, прозванный Аристотелем «Тёмный» (ок.544.г.до н.э. Эфес, ок.483 до н.э.-там же).
Самая популярная фраза, которая приписывается Гераклиту- «Все течет» panta rhei. Фрагментов, оставшихся в нашем распоряжении, несколько большее количество, чем, например, фрагментов Фалеса или Анаксимена. Они также переданы нам, благодаря поздним античным источникам, то есть сохранились в трудах более поздних философов и носят характер афоризмов, парадоксальных фраз. Вообще, стоит заметить его кончина не менее странная и парадоксальная, чем его высказывания. Согласно преданию, он заболел водянкой, обложил себя навозом и скончался.
Был такой поэт и мыслитель Ксенофан. Он излагал свои взгляды в насмешливой стихотворной форме и жил как раз в промежутке времени - между Пифагором и Гераклитом. Интересен скорее как творец поэтических строк, чем как чистый мыслитель. Гераклит же в пору своей жизни был чрезвычайно популярен именно за счёт своего учения о постоянной переменчивости всего и вся. Например, фраза-
«Бессмертные – смертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».
Парадоксальность была своеобразным двигателем его мысли. Здесь можно усмотреть также и такой корень- ведь по Гераклиту основная субстанция-это огонь. Огонь пожирает то, благодаря чему сам горит. Единство в мире – лишь сочетание противоположностей –
"Из всего-одно, из одного-всё».
Огонь есть начало (др.-греч. ἀρχή) или первоначальная материальная причина мира.
Существуют периодические эпизоды мирового пожара (др.-греч. ἐκπύρωσις), во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.
Всё есть поток (т. н. Доктрина или Теория потока).
Тождество противоположностей.
Нарушение закона противоречия
Это пять основных доктрин, которые стали известны, благодаря упоминаниям Аристотеля.
Также известно, что нрав у Гераклита был весьма суровый, а ум-скептический. Эфесцы изгнали из города Гермодора и поэтому им следовало бы, по мнению Гераклита, друг-друга перевешать. Ко всем своим предшественникам, включая великих поэтов, Гомера, Ксенофана итп.- он относился откровенно плохо. Вся мудрость Пифагора есть лишь многознание и обман. Единственный мыслитель, к которому Гераклит относился неплохо- Тевтам. Но фраза, которая могла бы характеризовать учение Тевтама -"Многие-плохи». Так что причина терпимого отношения Гераклита может крыться как раз в таком настроении.
Гераклит очень пессимистически смотрит и на человечество, и на его способности. И на какой-либо прогресс. Например, говорит, что «Всякое животное направляется к корму бичом» (вероятно, он не был знаком с котами). Кроме того, «Ослы золоту предпочли бы солому». К Гераклиту весьма положительно относился Ницше – и это понятно. Идея Вечного становления, изменения, скепсис по отношению к роду человеческому.
« вся книга признает только художественный смысл, явный или скрытый, за всеми процессами бытия- « Бога»,если вам угодно, но конечно, только совершенно беззаботного и неморального Бога- художника, который как в созидании, так и в разрушении, в добром, как и взлом, одинаково стремиться ощутить свою радость, свое самовластие, который , создавая миры, освобождается от гнета полноты и переполненности, от муки сдавленных в нем противоречий. Мир, в каждый миг своего существования (есть ) достигнутое спасение Бога, как вечно сменяющееся, вечно новое видение, предносящее преисполненному страданий, противоположностей, противоречий, который способен найти свое спасение лишь в иллюзии…(Из Рождения Трагедии)
Можно сравнить с отрывком из афоризмов Гераклита
«Бог: день-ночь, зима-лето, война-мир, избыток-нужда (то есть все противоположности — таков смысл); изменяется же словно, когда смешается с благовониями, именуется по запаху каждого [из них]» (67 DK)-
Надо отметить, что поскольку стиль Гераклита напоминает скорее афоризмы, поэтические метафоры- это также может быть близко стилю Ницше. Гераклит воспевает войну, говорит о гармонии лука и лиры и о том, что скрытая гармония лучше явной. «Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и зависит от сбалансированных взаимодействий между противоположностями» Я искал самого себя.-фраза, которая отсылает нас и к Сократу, впоследствии ее развившему, и к дельфийскому оракулу-познай самого себя. Гордый аскетизм, характерный для Гераклита, отражается и в его учении об этосе, о душе- она состоит из огненной(возвышенной) и водной(низменной) стихии. Огонь и вода борются и
«Сухое сияние – психея мудрейшая и наилучшая».
Гераклит создал собственное религиозное мировоззрение и довольно презрительно относился к традиционным для его среды обитания религиозным верованиям. К примеру, укоряет поклонников Диониса за бесстыдство. По поводу жертвоприношения - Гераклиту подобное действотакже кажется нелепостью и безумием. Омываться кровью-с целью очищения -нелепо. Это самопротиворечие, нельзя очиститься нечистым.
При своей вере в переменчивость, однако, существует для Гераклита и нечто вечное. Но, по всей вероятности, оно невыразимо. Огонь никогда не умирает – мир всегда «был есть и будет вечно живым огнем»
#философия, гераклит, логос, античность