Посмертные фото (они же — post mortem) — это пугающий тренд Викторианской эпохи, который в те времена казался совершенно обыденным. Жутковатый трюк заключается в том, что умершему пытались придать максимально естественную позу, словно он и не отправился в мир иной. Тогда отношение к смерти было совсем другим и каждый желал обрести такую фотографию.
Статья, если не испугает вас, то точно заставит переосмыслить типичную концепцию фотографий на память. Речь пойдет не только об истории возникновения идеи, но и о том, какие приспособления служили для этого и что подразумевал за собой жанр фото "Скрытая мать". Приятного чтения!
Дагеротипия
Изобретение дагеротипии привело к тому, что в 19 веке появился обычай фотографии умерших. Этот метод был изобретен французским художником Дагером в 1839 г. и какое-то время являлся единственным способом фотографирования. За основу берется серебряная пластинка, которая полируется, обрабатывается йодом и получается тонкий слой светочувствительного йодистого серебра. На этом слое появляется изображение, которое проявляют и закрепляют путем химической обработки.
Что дало это изобретение?
Изобретение фотографии позволило многим людям сохранять образы ушедших близких, особенно это касалось детей. Часто дети умирали совсем маленькими, и у родителей не оставалось даже их изображений на память. Появление дагеротипии решило эту проблему. Кроме этого этим способом фотографии делались долго, необходима была длительная выдержка. Сложно было заставить живого ребенка так долго сидеть неподвижно, мертвый же не шевелился.
Виды посмертных фотографий
Существует несколько видов посмертной фотографии. Один из способов, более ранний, заключается в том, что мертвых фотографировали так, как будто они живы. Часто придавали непринужденную позу, создавая иллюзию глубоко сна. Могли сфотографировать, посадив умершего и задрапировав гроб тканью. В руки помещали какой-нибудь предмет, например книгу или игрушки, если это был ребенок. Иногда фотограф рисовал открытые глаза поверх век. В область щек могла наноситься розовая краска. Часто мертвых фотографировали в окружении родных или близких. Эти фотографии годами хранились в семейных альбомах, их не стыдились показывать кому-либо, поскольку считали, что эти снимки также являются частью семейной истории.
"Скрытая мать"
Жанр фотографии "спрятанная мать" (скрытая мать) зародился в викторианскую эпоху и продолжал радовать своей экспозицией вплоть до 1920-х годов. Мать пряталась за ребенком не просто так. Понятно, что сидеть на одном месте в течении минуты для ребенка труд непосильный. Вот мать и держала свое чадо, чтобы оно не двигалось, не ерзало и, по возможности, смотрело в одну точку. Так фотография получалась более четкой. Для того чтобы мать не было видно, ее ретушировали, обрезали готовую фотографию или скрывали, набрасывали на женщину ткань. По одной версии женщина, в то время, не имела прав сниматься на камеру. По другой версии, все фото предназначались родственникам, по случаю прибавления в семье, а значит помимо ребенка, на фото никого не должно быть.
Почему мы испытываем страх смотря на эти фото?
Искусствоведы объясняют, что ощущение ужаса, которые испытывают зрители, рассматривая эти снимки, связано со спецификой самого процесса. В те времена фотографы использовали мокрый коллодионный процесс, снимки получались качественными, но призрачными. Белый цвет выглядел как бежевый, а задрапированные темные фигуры женщин позади детей заставляли думать, что ребенок находится между двумя мирами - реальностью и иллюзией.
Эту экспозицию можно увидеть во 2 зале нашего музея. Не забывайте, что сейчас у нас проходит розыгрыш, который продлится до конца августа. Для участия нужно заполнить анкету после покупки билета.
Подробнее можно узнать -> Публикация