Страниц: 350
Цикл: «Воздушный народ»
Оценка: 4/10
Первое издание: 2018 г.
Увлекательность: 5/10
Прописанность героев: 3/10
Сюжет: 2/10
Глубина: 2/10
Эмоции: 5/10
Идея: 4/10
Каждый раз, рассказывая о бестселлере из мира фэнтези, я говорю об ощущении отчуждённости. Всем нравятся подобные книги — а у меня не получается их полюбить. Но при этом регулярно любопытство берёт верх над разочарованием, и мне хочется прочитать очередной бестселлер.
«Жестокий принц» столько раз мелькал в разнообразных подборках — и как годный фэнтези роман, и как чьё-то открытие года. Такие титулы меня заинтересовали, и я опять позабыла, что очень сильно отличаюсь от любителей фэнтези. Итак, давайте расскажу, почему я расщедрилась на столь низкую оценку.
Книга рассмешила меня с первых страниц. Очень нелепое убийство родителей главной героини бывшим мужем матери. Этот бывший муж — не человек, а фейри. Я отбросила свои совсем глупые шутки насчёт моющего средства для посуды, но всё равно всё это выглядело немного нелепо. Фейри в моей голове, конечно, не выглядят как крошечные феи в платьях с рюшами, но и серьёзного да устрашающего для меня тут мало.
По сюжету тут всё просто: однажды на пороге обычной человеческой семьи оказался фейри Мадок, убил родителей, забрал свою дочь от убитой женщины и её двух дочерей-близнецов от её человека-мужа. Поселил он девочек у себя в имении в Фейриленде. Этот Мадок — генерал в мире фейри, приближённый ко двору. Следующую треть повествования занимает история о том, как человеческих девочек Джуд (это наша главная героиня) и Тарин (её сестра-близнец) третирует местное население. Особенно стараются принц и его свита, регулярно подвергающие сестёр смертельной опасности. А последняя треть — это борьба за престол, в которую как-то влезла Джуд.
На середине книги меня посетила мысль, что я читаю работу безумной нейросети. Которой скормили сотни фэнтези романов, приправили это другой сотней любовных романов, а на десерт оставили young adult, который не вписался в эти два жанра.
Всё потому, что повествование по логичности и связанности похоже на кошмар, какие бывают при температуре больше сорока градусов.
Первым мне бросилась в глаза немотивированная жестокость. Я читала разные книги, видела разные проявления литературной жестокости. Читала про буллинг, читала фэнтези, где люди даже спят с мечами наголо. Но такого уровня я ещё не встречала.
В школе остальные дети настолько ненавидят девочек, что несколько раз предпринимали попытки их убить или хотя бы свести с ума. Кормили эльфийскими яблоками, сносящими с катушек смертных, бросили в болото к никси — что-то вроде в меру разумных гуманоидных боязливых крокодилов. Затем один из обидчиков и вовсе проник ночью в дом и пытался убить Джуд. Это дико, потому что хоть девочки и смертные, но всё же они живут в доме очень уважаемого генерала, ветерана многих войн, и тот их в меру любит. Но при этом главной героиней Джуд это подаётся как средней степени неприятное обстоятельство. Убьют — и ладно. Да, я понимаю, что это как раз по канону: я прочитала несколько статей по кельтской мифологии перед написанием этой публикации, и там было сказано о спокойном отношении фейри к смерти. Но в мифах это связано с их верой в приятную загробную жизнь, а в романе об этом ничего сказано не было.
Да и в принципе про этот удивительный мир фейри автор не позаботилась нам толком рассказать. Мало что изменится, перенеси мы действие произведения в мир, например, славянских сказок. Правила придуманного Холли Блэк мира написаны пунктирно, в них не веришь. Мне кажется, что если ты замахиваешься на столь причудливые декорации, стоит всё же лучше проработать мир.
Герои здесь тоже не радуют. Всё повествование похоже на отдельные вспышки, между которыми в темноте происходило что-то важное для сюжета, но нам это важное не показали. В итоге поступки героев лишены логики и мотивации. Обычно, если погружения в произведение не происходит, я говорю об ощущении стороннего наблюдателя. Здесь же этот наблюдатель не просто стоит в стороне: ему ещё и не рады и ничего не хотят показывать.
Самым очевидным примером отсутствия логики в действиях послужит главная героиня Джуд. Сначала её родителей убили, перенесли девочку в эту сказочную страну. Девочка этот мир не любит, хочет быть рыцарем только для того, чтобы её не обижали. А потом резко ей стало совсем не всё равно на весь этот мир и кто будет в нём править. У неё не было никаких причин менять точку зрения.
А обязательные в таких произведениях любовные линии здесь вообще просто загляденье. Настолько странных и немотивированных я ещё не встречала.
Первый паренёк пару раз заступился за Джуд, хотя был в свите обидчиков. Девочке это показалось достаточным, чтобы довериться ему и пойти к нему на вечеринку, где были его друзья. Неожиданно друзья её там не пытались убить, а девочка почему-то всю ночь с этим пареньком целовалась. И подаётся это как что-то очевидное и само собой разумеющееся.
Второй парень — тот, что был главарём обидчиков. Волею сюжета он оказался связанным под властью Джуд, и вот опять — искра, буря, безумие, горячие поцелуи и не так уж они друг друга и ненавидят. По поводу паренька хоть были намёки, что всё не так однозначно, да и потом оказалось, что вовсе он не хотел её убить, а так просто всё получилось. Притянуто за уши, но поступок Джуд вообще не слышал про логику.
Книга неплохая, если не думать. Читать, как читается, воспринимать все поступки героев, не задумываясь об их мотивации. Потому что сама по себе она читается быстро, что-то там происходит себе, и это можно читать. Но я так не умею. Хоть я и стараюсь всегда верить миру книги, чтобы полностью погрузиться в её атмосферу, тут мне как будто намеренно мешали. Я давно не встречала чего-то настолько далёкого от простой человеческой логики. Чего-то столь странного и в плохом смысле безумного. Это будто суп из разных романов подобного жанра, смешанных в произвольном порядке.