Небольшого роста, широкоплечий лётчик с аккуратно зачесанными на пробор светлыми волосами. Лишь нависшие брови придают ему несколько суровый вид. Иван Красноюрченко был простым и общительным парнем. Сразу же завоевал в полку авторитет, и все, от рядового моториста до командира полка, звали его Иван Иванович. Он всегда дорожил дружбой, в любую минуту мог прийти на помощь товарищу. И это качество особенно ценилось в бою. Отличительной чертой Красноюрченко был оптимизм. Даже в самые тяжёлые минуты он не унывал и умел подобрать ключик к душе товарища, найти для него нужное слово.
Иван Иванович Красноюрченко родился 3 сентября 1910 г. в селе Николаевское, ныне город Волгоградской области, в семье крестьянина. С детства он знал, что только старанием и упорным трудом можно достичь высот в жизни. После окончания в 1932 г. школы механизации сельского хозяйства Иван Красноюрченко устроился на работу механиком в зерносовхоз. В 22 года Иван поступил в Ленинградский институт инженеров-механиков социалистического земледелия. Учился старательно, все задания выполнял ответственно и точно в срок. Однако Иван успел окончить только один курс института, в 1934 г. его призвали в армию и по партийной путёвке направили на учёбу в 1-ю военную Качинскую школу пилотов им. Мясникова, после окончания которой в 1935 г., лейтенант Красноюрченко служил пилотом и командиром звена в Забайкалье, а с 1936 г. - в Монголии. С тех пор жизнь Красноюрченко была прочно связана с небом.
С 23 мая по 16 сентября 1939 г., будучи помощником командира эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка (и.а.п.), лейтенант Красноюрченко принимал участие в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол. Отважный летчик совершил 111 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, лично сбил 5 японских самолетов. В августе 1939 г. был награжден орденом Красного Знамени и монгольским орденом «За воинскую доблесть».
Из всех боёв, проведенных Иваном Красноюрченко на Халхин-Голе, особо памятным для него был бой, который произошел 5 августа 1939 г. Рано утром девятка И-16, которую вел Красноюрченко, поднялась в воздух. Со стороны Большого Хингана навстречу им шла большая группа японских бомбардировщиков. Они намеревались бомбить советские войска, занимавшие оборону на восточном берегу Халхин-Гола, а также резервы, сосредоточенные для наступления. Заметив девятку И-16, бомбардировщики ушли за облака. Это насторожило Ивана, и не случайно. Действительно, вскоре из-за облаков показались двенадцать японских истребителей И-97. Затем ещё девять. Завязался воздушный бой. Красноюрченко вступил в схватку с ведущим девятки японских самолетов. На фюзеляже самурая торчала антенна - свидетельство того, что это командир группы. Опытные летчики пытались зайти друг другу в хвост, но долго не могли осуществить своих намерений. На помощь Красноюрченко пришли другие лётчики. Им удалось отколоть японца от группы и окружить его. Но садиться он был не намерен, тянул на свою территорию. Наши летчики отсекли ему пути отхода пулеметными очередями. Тогда самурай отвесно направил самолёт к земле, а сам выпрыгнул с парашютом, приземлился и побежал. Граница была рядом.
Раздосадованный таким поворотом событий, лейтенант Красноюрченко пошел на посадку. Порыв нашего летчика был ясен - не дать врагу уйти, взять его живым в плен. На земле разыгрался поединок. Японец бросился к границе, а наш пилот - за ним. Сблизившись метров на сто, он выстрелил в воздух. Японец тоже начал стрелять, но все пули прошли мимо. Красноюрченко очень осторожно двигался вперед - от противника можно было ожидать чего угодно. И словно в подтверждение этому, японец вдруг выхватил из-за пазухи второй пистолет и снова выстрелил, но снова мимо. Метким выстрелом Красноюрченко сразил врага. Взяв документы и оружие японского офицера, Иван сел в кабину истребителя и вернулся на свой аэродром.
В боях на Халхин-Голе Иван Красноюрченко зарекомендовал себя одним из лучших лётчиков полка. При встрече с врагом дрался в воздухе смело, напористо и мастерски. Он был отличным стрелком. В представлении к званию Герой Советского Союза указывалось:
«Является отличным, бесстрашным воздушным бойцом. Своим примером и храбростью в бою показывал геройство по разгрому противника в воздухе... Лично сбито 5 японских истребителей. Особо отличается взаимной поддержкой в воздушном бою».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга лейтенанту Красноюрченко Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Боевой опыт, приобретённый на Халхин-Голе, пригодился Ивану Красноюрченко в годы Великой Отечественной войны. Он встретил её на Украине, в составе 22-го Краснознаменного истребительного авиаполка. В первый же день войны, утром 22 июня 1941 г., он сбил над Киевом вражеский бомбардировщик.
6 октября 1941 г. подполковник Красноюрченко был назначен командиром формирующейся 141-й истребительной авиационной дивизии (и.а.д.) ПВО. Затем с 30 марта по 15 октября 1942 г. командовал 102-й истребительной авиадивизией ПВО, входившей в состав Сталинградского корпусного района ПВО.
Первые бомбардировочные налёты на Сталинград враг предпринял в конце июля 1942 г. группами в 20 - 45 самолётов. В этот период в весьма сложных условиях пришлось действовать истребителям 102-й и.а.д.
Кроме основной задачи по прикрытию Сталинграда от налётов воздушного противника 102-я и.а.д. (в составе 629, 651 и 652-й и.а.п.) обеспечивала и прикрытие Астрахани, железнодорожных и водных путей сообщения, находившихся на территории корпусного района ПВО.
Одновременно части дивизии выполняли задачи фронтовой истребительной авиации: прикрывали наши наземные войска на поле боя и на переправах, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, наносили штурмовые удары по наземным войскам противника, оказывая поддержку на поле боя частям 62-й и 64-й армий.
Участвуя в воздушных боях, Красноюрченко уничтожил 3 самолёта лично и 16 в составе группы.
Вражеская авиация имела большие количественные и качественные преимущества в воздухе. Немцы бросили на Сталинград свои лучшие эскадрильи, на вооружении которых имелись новейшие марки истребителей типа Ме-109. Лётный состав противника имел большой опыт воздушных боёв.
Большинство же частей 102-й дивизии имели на вооружении устаревшие типы самолётов И-15, И-16 и И-153, а лётчики впервые участвовали в воздушных боях. Поэтому поначалу их боевая деятельность была малоэффективной. Так, например, в июле дивизия провела всего 47 воздушных боёв, при этом сбила только 17 самолётов противника.
Лётному составу дивизии пришлось в процессе ожесточённых боёв учиться бить врага, совершенствовать лётное мастерство, вырабатывать методы воздушного боя.
Результаты упорной боевой учёбы не замедлили сказаться. Уже в августе лётчики 102-й и.а.д. сбили 146 немецких самолётов. Проведённые воздушные бои показали, что лётный состав приобрёл достаточную выучку. Воздушные бои отличались наступательным характером и решительностью.
В конце августа, когда немецко-фашистские войска неудержимо рвались к Волге, командование Люфтваффе предприняло попытку сломить моральный дух защитников Сталинграда и облегчить фашистским войскам захват города. Для этого были организованы массированные бомбардировки с воздуха. Особенно страшным был день 23 августа. В предвечерние часы свыше 400 бомбардировщиков врага обрушили свой смертоносный груз на Сталинград. Противник бросил в бой почти все самолеты из состава 4-го воздушного флота, за сутки они совершили около 2000 самолетовылетов.
В тот день истребители 8-й воздушной армии и 102-й истребительной авиадивизии ПВО провели над городом более 25 групповых воздушных боев и сбили 90, а зенитчики 30 немецких самолетов.
Об ожесточенности бомбардировок говорят такие цифры: с 1 июля по 1 ноября 1942 г. на каждый гектар площади Сталинграда фашисты сбросили в среднем около 20 фугасных бомб, а на каждый гектар территории заводской части города - 50 фугасных бомб; кроме того, сбрасывалось огромное количество зажигательных бомб.
Фашисты с остервенением бомбили Сталинград, но, несмотря на это, им не удалось сломить морального духа бойцов волжской твердыни, они с упорством защищали каждый метр родной земли и родного неба. Только в августе 1942 г. летчики 102-й дивизии ПВО совершили 3460 вылетов.
102-я и.а.д. ПВО с начала боевых действий на Сталинградском направлении и до октября 1942 г. прикрывала город и боевые порядки войск в тесном взаимодействии с фронтовой авиацией и зенитной артиллерией. За отвагу, проявленную в боях, за организованность, стойкость и героизм личного состава 102-я Краснознамённая истребительная авиационная дивизия ПВО приказом Наркома обороны СССР № 145 от 31 марта 1943 г. была преобразована во 2-ю гвардейскую Сталинградскую Краснознамённую истребительную авиационную дивизию ПВО.
В середине ноября 1942 г. Красноюрченко был направлен в Ярославль для организации ПВО этого крупного промышленного центра нашей страны. Там он вступил в командование 147-й истребительной авиадивизией ПВО.
Части Рыбинско - Ярославского дивизионного района ПВО и 147-й и.а.д. имели достаточно большой опыт борьбы с воздушным противником и находились в высокой степени боевой готовности, действовали слаженно. Особенно сильный натиск врага пришлось выдержать в июне 1943 г.
Опыт отражения вражеских налетов на Ярославль показал, что даже при наличии недостаточного количества сил и средств ПВО, но при правильной их расстановке и боевой готовности войск можно обеспечить надежную оборону объектов. Большая заслуга в умелом руководстве силами ПВО принадлежит И.И. Красноюрченко.
Войну полковник Красноюрченко закончил уже заместителем командующего 9-м истребительным авиационным Воронежским корпусом ПВО.
После войны оставался в ВВС. В 1952 г. отважный летчик-истребитель окончил авиационный факультет Военной академии Генерального штаба имени К.Е. Ворошилова. Затем командовал авиационными частями ПВО (120-й и.а.д., преобразованной в 1960 г. в 19-ю дивизию ПВО), занимал пост начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Герой - лётчик служил в авиации, пока позволяло здоровье. В 1956 году Генерал - майор авиации И. И. Красноюрченко уволен с военной службы в запас по болезни. Жил в Киеве, работал директором керамико - художественного завода. Уволившись из армии, он трудился до последнего дня своей жизни, умело руководил рабочим коллективом и умер в строю, как солдат 1 апреля 1970 г. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, двумя монгольскими орденами Боевого Красного Знамени и «За воинскую доблесть».
Именем Героя назван переулок в городе Николаевске Волгоградской области.
В экспозиции музея-панорамы "Сталинградская битва" представлены личные вещи и награды Ивана Красноюрченко.
Анна Чувилева, старший методист Музея-заповедника «Сталинградская битва»