Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

Как Леонид Брежнев и Андрей Громыко помогли Эльдару Рязанову "протащить" на экраны "Гараж"

    Теперь зрители смогут увидеть фильм "Гараж" в новом цифровом качестве.  кадр из фильма
Теперь зрители смогут увидеть фильм "Гараж" в новом цифровом качестве. кадр из фильма

Теперь зрители смогут увидеть фильм "Гараж" в новом цифровом качестве. Мы решили вспомнить, как создавалась эта замечательная картина.

Существует несколько версий, что побудило Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского к написанию сценария. По одной версии, идея всецело принадлежала Рязанову. Он был пайщиком гаражно-строительного кооператива. И однажды ушел потрясенный с очередного собрания пайщиков. Об этом режиссер рассказал в своей книге «Неподведённые итоги». Дело в том, что сократили земельный участок, отданный под застройку гаражей. Автомобильных боксов в кооперативе стало меньше. И надо было исключить нескольких пайщиков. На жертвенный алтарь были принесены люди «рядовые», без связей и защиты. Когда огласили фамилии исключенных, большая часть пайщиков, облегченно вздохнула... Исключенное меньшинство начало отчаянную борьбу за право остаться в кооперативе. Дебаты перешедшие в склоку. Рязанов оказался среди "трусливого большинства": его не исключили из кооператива. Он даже возмущался поведением правления, но не вслух: «Фактически тоже промолчал...». Приехал домой очень расстроенный, как оглушенный. И захотел поставить об этом фильм, чтобы хотя бы так компенсировать трусость, проявленную им на собрании.

    Съемки фильма "Гараж", 1979 год  ТАСС
Съемки фильма "Гараж", 1979 год ТАСС

По другой версии, историю о борьбе пайщиков кооператива рассказал драматург Эмиль Брагинский. Он тоже был одним из пайщиков, но не гаражного кооператива, а ТСЖ "Дом творчества "Искусство"" под Икшей, в котором приобрели квартиры исключительно люди известные: Николай Крючков, Всеволод Санаев, Иннокентий Смоктуновкий, Петр Тодоровский, Микаэл Таривердиев, Алла Демидова, Людмила Хитяева и многие-многие другие знаменитости. По воспоминаниям очевидцев, собрания кооператива каждый раз завершались бурными выяснениями и даже драками. Кстати, имел отношение к этому дому творчества и режиссер Эльдар Рязанов. В то время он был женат на редакторе «Мосфильма» Нине Скуйбиной. У их семьи тоже была квартира в этом ТСЖ. Как бы то ни было, но история "Гаража" архитипическая для того времени.

    У Эльдара Рязанова не было проблем с выбором актеров на главные роли. Более того, роль писалась специально на Георгия Буркова  кадр из фильма
У Эльдара Рязанова не было проблем с выбором актеров на главные роли. Более того, роль писалась специально на Георгия Буркова кадр из фильма

ВЫБОР АКТЕРОВ

У Эльдара Рязанова не было проблем с выбором актеров на главные роли. Более того, роль писалась специально на Георгия Буркова (он сыграл обаятельного механика-золотые руки Фетисова). Какому еще другому артисту можно было доверить реплику: «Я за машину родину продал!»? Каким положительной харизмой должен обладать артист, произносящий эти слова, чтобы вызвать смех, а не презрение! «Народность» Буркова помогла избежать двусмысленности.

Роль матери-одиночки Малаевой, забитой жизнью «шмакодявка», но не потерявшей принципов, Рязанов и Брагинский писали на Ахеджакову. Ее персонаж должен был нести в себе «бациллу совести».

    После того как Рязанов остановился на актерских кандидатурах, он принялся объезжать главных режиссеров московских театров: Олега Ефремова, Андрея Гончарова, Галину Волчек, Юрия Любимова с просьбами, уговорами, заискиванием…  кадр из фильма
После того как Рязанов остановился на актерских кандидатурах, он принялся объезжать главных режиссеров московских театров: Олега Ефремова, Андрея Гончарова, Галину Волчек, Юрия Любимова с просьбами, уговорами, заискиванием… кадр из фильма

После того как Рязанов остановился на актерских кандидатурах, он принялся объезжать главных режиссеров московских театров: Олега Ефремова, Андрея Гончарова, Галину Волчек, Юрия Любимова с просьбами, уговорами, заискиванием... «отдать» на полтора месяца нужного ему актера. А нужны были ему тридцать свободных от репетиций, не занятые на съемках, не уезжающие на гастроли, при этом подходящие к написанным ролям, и, главное, талантливые артисты. А талантливые всегда нарасхват. На съемке собрались «звезды» нашего театра и кино. Поэтому снимали фильм в кратчайшие сроки - за 24 съемочных дня. Напряжение, с которым трудились все, было огромным. Но съемки не сорвались ни разу. Актеры приходили больными, откладывали все другие дела, они были увлечены сценарием. «Гараж», в отличие от других фильмов, снимался строго последовательно по порядку событий. Нарастание эмоционального градуса каждой новой сцены вытекало из накала предыдущего эпизода. Соперничество заставляло каждого артиста выкладываться изо всех сил и стараться заткнуть за пояс партнера.

СЦЕНАРИЙ ПРИНЯЛИ БЕЗ ПРАВОК

Как ни странно, острый сценарий был принят к постановке сразу, без всяких замечаний и поправок. Кроме того, он был напечатан в альманахе еще до начала съемок.

Руководство Госкино и «Мосфильма», очевидно, сочло его нужным и полезным. «Я закончил картину в мае 1979 года. Ленту, к моему изумлению и, конечно, радости, приняли почти без поправок, - вспоминал Эльдар Рязанов. - Заставили отредактировать всего пять или шесть реплик».

Экранная судьба фильма была довольно благополучна, хотя многие начальники встретили картину в штыки. Но нашлись и поклонники ленты. 120 копий было заказано по распоряжению министра иностранных дел Громыко для советских посольств за рубежом. «И, тем не менее, влиятельные звонки допекли Ермаша (Ермаш Ф.Т. - председатель Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии), и он вызвал меня к себе, - вспоминал Рязанов. - Суть нашего разговора сводилась к тому, что надо обязательно вынуть из фильма всю историю с рассказом академика о походе ученых на овощную базу... Я сказал, что вырезать это невозможно, так как повиснет вся линия персонажа, которого играл Леонид Марков, и застопорится фабульный ход, ибо все дальнейшие события в этом фильме вытекают из предыдущих. Ермаш тогда предложил переозвучить эпизод, вложить в уста героев совсем другие слова, сочинив иную историю. Я сказал, что подумаю... Через месячишко пришел к министру и с невинным видом предложил следующее: что, если научные работники будут сортировать на овощной базе не картофель, а, скажем, ананасы? Но Ермаш был совсем не глуп. Он сразу раскусил, что если картофель заменить ананасами, то в ситуации появляется издевка. Когда ученые посылаются на овощную базу сортировать и паковать картошку, это нормально. Вернее, ненормально, но понятно. А в случае с ананасами появляется элемент глумления. Министр потребовал от меня новой версии.

    Съемки фильма "Гараж", 1979 год  ТАСС
Съемки фильма "Гараж", 1979 год ТАСС

Тогда я подумал еще немного и предложил новый сюжетный ход: «А что, если всю лабораторию Смирновского отправили не на овощную базу, а послали убирать и мыть Олимпийскую деревню?» Это было взято из жизни. Готовились к Олимпиаде. И целые организации квалифицированнейших интеллигентов посылались подчищать за строителями. Министр представил себе разговор о том, как академики и доктора наук убирают мусор, моют пол и окна, чистят туалеты, и поежился.

- Ладно, черт с тобой! - сдался Филипп Тимофеевич. - Пусть остается все как было.

И я ушел победителем».

Реакция на фильм всюду была близкой к шоку. Зритель, разучившийся видеть на экране правду, не привыкший к резкому, откровенному разговору, картину принимал восторженно, с горящими глазами. Никто не мог поверить, что ТАКОЕ покажут советскому народу...

Руководители Госкино проявили в данном случае смелость и даже вольнодумство. И вот почему: буквально за несколько дней до сдачи «Гаража» состоялся очередной пленум ЦК КПСС. На нем Леонид Ильич Брежнев... призвал к острой критике недостатков, советовал не взирать на лица, не бояться вышестоящих. Госкино решило откликнуться на речь Брежнева о критике. Вот, мол, не успел Леонид Ильич чихнуть, а кинематографисты уже отозвались непримиримым, сатирическим фильмом. На этой волне Рязанову и удалось проскочить и сдать фильм без значительных потерь.