Советы тем, кто решил поменять специализацию педагогической деятельности: из общеобразовательной школы уйти в коррекционную. В ту, которая предназначена для детей с умственной отсталостью.
Сходите на урок
Если вы не представляете, насколько УО разнится с нормой, то сначала стоит посидеть на уроке, чтобы понять: что это такое. А потом уже решать идти или нет работать в коррекционную школу.
Необходимые качества и общие сведения о коррекции детей с УО
У вас должны быть в наличии определенные качества характера: терпение, эмпатия, твёрдость, а также - умение переключаться.
Желательно оставить в своей жизни несколько часов работы с обычными детьми: репетиторство или часы в обычной школе. Это нужно для того, чтобы разнообразить свою жизнь и чтобы не деградировать самому.
В школе нет физики, химии, иностранного языка. Есть облегченная география и биология с 7 класса, а до этого - природоведение и естествознание. Помимо основных предметов: русского языка, чтения и арифметики.
Контингент
Там непростой контингент детей. Зачастую нет отдачи, кажется, что ничего ученик не усвоил. Отдача может наступить через несколько лет. А может и не наступить. Не редкость когда в пубертате случается откат назад.
В чем же тогда смысл работы в коррекционной школе, если нет отдачи?
- Во-первых, 90% учеников способны научиться читать, писать и считать, это - цель обучения.
- Во-вторых, результаты всё равно есть, просто они иные. Занятия - это помощь в развитии мозга.
- А еще там учат работать. Делают изделия из дерева, шьют, стригут и готовят.
Предметных результатов мало, но на технологии, порой, не отличишь результаты изделий от сделанных здоровыми людьми. Всё аккуратно и красиво!
"Трудные" родители
Дети с интеллектуальной недостаточностью сложные, а у многих и родители - весьма трудные. Есть целые династии выпускников коррекционной школы. Есть неблагополучные алкоголики. Есть полные пофигисты:
Мой ребёнок не больной!
А там развернутая клиническая картина.
На селе дети другие
Но эти дети добрее, отзывчивее, любят когда им преподносишь что-то новое на уроках.
Дети из сельской местности, маленьких райцентров - чаще скромнее, вежливее, чище, воспитаннее. В школах-интернатах есть дети из деревень, из многодетных семей, которые во многом недолюбленные, недоласканные.
Некоторых приобнимешь, и у ребенка в глазах прямо счастье!
В городских школах иногда такие неадекваты попадаются. Воспитанные городскими джунглями, при образованных и интеллектуально сохранных родителях.
Привыкают к работе не все
Некоторые педагоги так и не могут приспособиться. Плюсами работы считают маленькую наполняемость класса и надбавку к зарплате.
Не могут смириться с вопиющей педагогической запущенностью детей, тотальным неблагополучием. У них складывается ощущение, что в этой школе сам тупеешь, настолько тяжело морально и кажется, что все усилия в никуда.