Здравствуйте
Мне задали вопрос о том, как публиковаться в журналах. Прежде чем я поделюсь собственным опытом, покажу вам интересный разговор о журналах вообще. А в конце Евгений Кравец скажет о том, что изменилось сегодня.
Алексей: есть мнение, что литературный журнал в России умирает. Так ли это?
Евгений: все мы умираем, прямо с момента рождения – долго, азартно и мучительно. Но журналы и впрямь недужат. Болезни у них психосоматические обычно: кто-то живет прошлым, эпохой семизначных тиражей, кто-то в упор не замечает молодёжь, кому-то жизненно необходимо приобщиться к какой-нибудь касте, из-за чего происходит дичайший крен в подборе и систематизации материала. Бедность, конечно, тоже портит журналы. Как говаривал Бальзак, любовь не терпит нужды и труда, а ведь выпуск журнала – это акт любви, столь же иррациональный и неконтролируемый.
Алексей: почему иногда журнал предпочтительнее читать, чем книгу? Или одинаково? Есть ли плюсы и минусы?
Евгений: чтение книги я бы не стал сравнивать ни с чем – это самостоятельное удовольствие, возможно, лучшее из них. Журналы – это больше про просвещение, про какие-то актуальные вещи, возможно, передовые. Для тех, кто хочет в этом понимать. Как в науке: монография предназначена для тех, кто настроен погрузиться в одну проблему, журнал – для желающих ознакомиться с обзором различных исследований.
Алексей: какие цели вы ставили, создавая журнал «Перископ»? Трудно ли создавать журнал?
Евгений: «Перископ» призван смешивать журнальную и сетературную среду, и в этом его высокое служение. Нынешнее обособление искусственное. Просто многие одаренные люди в девяностые, нулевые, десятые годы не могли себе позволить заниматься исключительно возделыванием своего таланта, вынуждены были работать за пределами ареала академического литературоведения. Если у автора к таланту не прилагается литинститутской корочки, нас это не останавливает.
Трудно ли создавать? Если рассказать сжато, то на словах выходит довольно легко: сколотил Литсовет, попросил их рекомендаций, собрал материал – и вот он, журнальчик.
Алексей: чем журнал отличается от любого сборника издательства «Перископ-Волга»? Для какой аудитории он предназначен?
Евгений: разные принципы формирования: сборники формируются по авторским заявкам, журнал – на основании рекомендаций членов Литсовета.
Про аудиторию вопрос непростой. Если на минутку допустить, что существует возможность привлечь под знамена журнальных читателей новобранцев (сейчас это армия людей, скажем так, сформировавшихся, которые приучились читать журналы больше сорока лет назад и по каким-то необъяснимым причинам не отучились это делать), то я бы затруднился описать среднестатистического нашего рекрута. Дело в пёстром Литсовете, о котором скажу ниже.
Алексей: Попасть в реестр Журнального мира – это круто?
Евгений: «Журнальный мир» ведёт самый прозрачный реестр. В других местах надо выполнить разные иерархические прогибы, заручиться рекомендациями или тупо заплатить. В ЖМ достаточно прислать заслуживающий внимания материал, соблюсти понятную процедуру. Это честный реестр.
Алексей: рядом с вами в реестре знаменитые журналы. Это конкуренты или соратники?
Евгений: те, которые и впрямь знаменитые – это наши маяки во многих вопросах. Закатывающиеся звезды служат для нас тоже предметом внимания, грозным предостережением.
Алексей: сколько раз в год выпускается журнал? Планируется ли чаще?
Евгений: мы выходим дважды в год. Решение об учащении зреет, но пока анонсировать его не буду.
Алексей: журнал можно почитать только в сети или планируется выход бумажного? Если да, то где его можно будет приобрести? Планируете ли вы подписку на журнал?
Евгений: журнал бумажный, в сети его можно почитать только на сайте «Журнального мира». Сейчас приобрести «Перископ» можно исключительно в издательстве. По поводу подписки: к нам уже обратились несколько организаций с запросом о запуске подписки, пока продумываем этот шаг.
Алексей: как писателю, поэту, публицисту попасть в журнал?
Евгений: проще всего попасться на глаза членам Литсовета. Не зря в название журнала вынесен оптический прибор – мы сами постоянно высматриваем авторов. Особенно тщательно мы мониторим конкурсы, премии и книги нашего издательства, это понятно. А также те, которые мы спонсируем или где выступаем партнерами (ВДП, «Заблудившийся трамвай» и др.). Но у каждого в Литсовете масса своих проектов и широчайший кругозор.
Алексей: по каким критериям выбираются произведения для журнала?
Евгений: талантливо, интересно, свежо – это базовые ориентиры. Иногда мы сталкиваемся с тем, что рекомендованные авторы представляют не лучшие свои тексты. Знаете наверняка – автору трудно судить своё наследие. Но мы не говорим «пиши как Лукин» или «делай как Витухновская» - просто просим прислать ещё материал.
Алексей: какова направленность журнала? Планируются ли новые рубрики? Иллюстрации?
Евгений: сейчас сформировались постоянные рубрики:
► поэзия
► проза
► переводы
► литературная публицистика
► критика.
Алексей: каким вы видите будущее журнала «Перископ»?
Евгений: чтобы всё хорошо было у «Перископа», должно захорошеть повсеместно. Прежде всего, должен значительно возрасти уровень культурных исканий человека читающего. Если верить Маслоу, перед этим должно укрепиться основание пирамиды потребностей. Чего нам всем и желаю.
Алексей: огромное спасибо, Евгений, журналу «Перископ» долгой литературной жизни, новых авторов и новых читателей. И всему редакционному Совету журнала – вдохновения и осуществления всех проектов!
Интервью 2019 г. в полном объеме читайте на сайте.
❗ 2022 год
Евгений: стратегических изменений в журнале нет. Окрепли, приходят авторы первого эшелона, но и условная сеть представлена широко и познавательно.
Состав редакционного Совета в 2022 году (подробности о каждом здесь):
Роман Круглов (г. Санкт-Петербург) — поэт, критик, исследователь искусства.
Алина Витухновская (г. Москва) – писатель, поэт, политик, правозащитник.
Сергей Крюков (г. Москва) – поэт, прозаик, переводчик.
Стефания Данилова (г. Санкт-Петербург) – одна из самых востребованных сетевых поэтов.
Евгений Лукин (г. Волгоград) – писатель-фантаст, переводчик, автор стихов и песен.
Татьяна Доронина – поэтесса из Минска.
Иван Родионов (г. Камышин) — поэт, литературный критик.
Нина Ягодинцева (г. Челябинск) — поэт, переводчик, критик, культуролог, педагог.
Сергей Носов – историк, доктор филологических наук, литературный критик, эссеист и поэт из Санкт-Петербурга.
Алина Кубицки (Кишинёв) – поэтесса, автор эссе, статей по истории и философии, член Союза писателей Молдовы.
Евгений Кравец (г. Волгоград) – глава редакционного совета литературного журнала "Перископ". Ведущий литературной студии «Творческая лаборатория» в волгоградской областной библиотеке им. М. Горького. Автор двух книг стихотворений. Преподаёт правовые дисциплины. Кандидат юридических наук. Победитель, призер, член жюри и организатор многих литературных конкурсов, в том числе международных. Составитель ряда тематических литературно-художественных изданий.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература