Позвольте, я расскажу о простом, но очень впечатляющем опыте западных коллег. В 2000 году психологи предложили американским детям выполнить тесты на двигательное развитие. Те же тесты, которые их сверстники выполняли 60 лет назад. Результаты сравнили. Увы и ах, они оказались не в пользу современного поколения.
Невероятно, но двигательные навыки 5-летнего ребенка в 2000-м году соответствовали навыкам 3-летнего малыша в 1940-м. Семилетние дети с трудом выполняли тесты для пяти лет. Это настоящий откат в двигательном развитии!
Меня в силу профессии окружают неуклюжие дошколята. Они плохо ощущают границы своего тела и натыкаются на предметы, часто не замечают, что надели футболку задом наперед, путают лево и право, не умеют чеканить - да что там - ловить мяч и всегда плохо говорят.
Логопед во мне воспринимает ситуацию как должное: в конце концов это «речевые» дети, а моторика и речь тесно связаны друг с другом. Но! Посмотрите по сторонам. Разве воспитанники обычных групп сегодня могут похвастаться хорошим двигательным развитием?
Как ребенок должен научиться бегать, прыгать, контролировать положение тела в пространстве, если мы постоянно ограничиваем его?
Малышей - чисто физически. Вот взрослые собираются в магазин. Ребенка достают из манежа, сажают в коляску или автокресло. Может быть, в магазине он ходит рядом с родителями? Нет. Кроха снова сидит в тележке. Так безопаснее и быстрее.
Ну а подросших дошколят и не заставишь подвигаться. Они сидят, уткнувшись в телевизор или планшет. По статистике современный ребенок проводит перед экраном 7,5 часов в сутки. И это вместо того, чтобы играть в догонялки, прыгать через скакалочку, кататься с горки.
Вот только речь - это тоже движение, координированная работа большого количества мышц.
Что если мозг не научится контролировать движение в целом? Не мозг ребенка с тяжелыми нарушениями речи, дисфункции речевых и двигательных зон которого врожденны, а мозг обычного малыша? Вы только подумайте: здоровый мозг не научится контролировать движение просто потому, что не получал нужной стимуляции...
Жаль, но в этом случае мы рискуем повторить опыт американских коллег. Наши дети будут двигаться хуже, чем их бабушки и дедушки несколько десятков лет назад. А еще они будут хуже говорить, нечетко артикулировать звуки.
И хотя слово «будут» не относится к настоящему времени, сегодня, когда я вижу, как много дошколят нуждаются в помощи логопеда, мне кажется, что будущее уже наступило. А мы так и не успели ответить на вопрос «почему».