Ниоткуда вдруг явилась миру притихшая на время королева домашних котлет. И сообщила о создании "коллективного исполнительного органа", которому придется кое-что исполнить.
Вот так это у них бежит по всем видео:
"Тихановская объявила Объединённый Переходный Кабинет".
Ну, правда же, это красиво? Почти ОПГ.
Пришла, как обычно, на цыпочках, как всегда, небогата словами. И те - не свои. По бумажке. Но бумажки на этот раз - мама, не горюй.
Непонятно чей печатный орган, выходящий неизвестно где и неведомо на что, сообщает, что "комитет будет работать для достижения главных целей: защиты суверенитета и независимости Беларуси, представления национальных интересов, деоккупации страны". И готовить "транзит власти".
Ну, вы, блин, даете, сказала бы я им. А закусывать не пробовали? Говорят, помогает.
Я три раза перечитала текст слов, из которого должна была понять хоть что-нибудь.
И ничё не поняла. Может, у вас получится? Погнали.
"Все кандидаты в кабинет должны пройти одобрение представительного органа. Им станет Координационный совет, чья деятельность будет перезапущена".
Еще не перезапущенный орган, состоящий из непонятно кого, должен одобрить кандидатов. Но делать этого не стал - потому что Белоруссии "угрожает потеря суверенитета". И Павла Латушко уже назначили "представителем по транзиту власти" (мне кто-нибудь может объяснить, что за должность такая). Александра Азарова – представителем по восстановлению правопорядка. За иностранные дела будет отвечать Валерий Ковалевский. Представителем по обороне и национальной безопасности назначен подполковник запаса, бывший командир 38-й брестской десантно-штурмовой бригады Валерий Сахащик".
Вот последний нетоварищ вызвал у меня особенную горечь. Есть же люди, пачкающие святое слово "Брест".
Обратите внимание - не стали использовать формулировки "министр иностранных или внутренних дел". Обошлись. Потому что в следующем предложении в заметке со скорбным вздохом посетовали этой рыбе второй свежести:
"Перед беларусским демократическим движением стоял вызов – ему было необходимо повзрослеть. Невозможно до бесконечности жить прошлым: обсуждать достижения и неудачи 2020 года, оставаться в мире лозунгов и идей того периода".
Дальше самым часто упоминаемым словом стал этот самый РОСТ. Движение в сторону взросления.
Офис Тихановской, другие беларусские движения и инициативы смогли сохраниться (...) Но дальше все упиралось в потолок РОСТА. Станет ли создание объединенного переходного кабинета РОСТОМ, шагом вперед – вопрос пока открытый.
Спасибо, хоть честно признали, что никак не выпадут из детства.
Что станет признаком этого самого взросления? Не поверите - создание не живой, а "цифровой Белоруссии". Новым инструментом заграничных борцов должна стать "цифровая демократия". Ставка сделана исключительно на нее. Эта сеть должна вобрать в себя Тихановскую с новым органом, националистически настроенные диаспоры, но главное - "включить в орбиту демократических сил тех беларусов, кто сегодня остался в стране".
Отвечать за "цифру" будет создатель платформы "Голос" некий Павел Либер. Безопасность ее, считает этот человек, "можно обеспечить, распределяя данные, не аккумулируя их в одном месте, что позволит избежать утечки. Она может использоваться как система для проведения выборов. Как лакмусовая бумага для оценки различных предложений, инициатив. И для оценки деятельности демократических сил и назначенных ими представителей. В будущем она может предоставлять гражданам различные услуги, став прообразом системы электронного правительства, которую неизбежно придется создавать в новой Беларуси".
Ну, вы поняли. Они будут создавать виртуальную страну. Совершать виртуальные действия. И пытаться включить в свою орбиту бывших соотечественников.
Но ведь всё это денег стоит. Да и жить, харчеваться на что-то надо. И не успела я об этом подумать, как этот самый Либер, который создает виртуальную реальность, сказал, что ОЦЕНКОЙ их работы может стать система донатов.
Кушать хочется до такой степени, что оппозиционеры разворачивают баян до разрыва шаблона и нервов. Вы только вчитайтесь! Это заняло добрую половину отчета о собрании застрявших за рубежом "министров":
"... система донатов. А впоследствии – полноценных, пусть и небольших налогов, которые будут платить те беларусы, кто в ней зарегистрирован. Пусть сумма будет невелика, пусть на первых порах это будут условные 1 евро в месяц. Но это может стать как способом финансирования офиса национального лидера и его структур, так и проверкой легитимности. Ведь люди профинансируют и поддержат лишь те политические структуры, которые покажут, что у них есть сценарии решения проблем, которые волнуют общество. И если от "Цифровой Беларуси" будет эффект, в последующем сумма может быть увеличена".
Тихановская на сборище этих перцев главным образом давила на тему ускорения создания той самой цифры. Так что ждите, друзья, скоро попросят денег, поскольку они планируют, что к осени всё должно заработать.
Но самое прикольное во всей этой теме - слова, слова, слова...
Надо же прикрыть вымогательство чем-то пышногрудым.
Вот оно - сюжет на целых пять минут на украинском телевидении. Все говорят на ненавистном русском языке. Очевидно, у оппозиционерки плохо с мовой.
Речь дамы заняла меньше минуты. Перед этим ведущая объяснила зрителю, что в приветственном слове Тихановская призвала белорусов объединиться - под ее руководством - чтобы вытащить страну из "политического, экономического и гуманитарного кризиса".
А в чем же он состоит, кризис-то, подумала я.
Домохозяйка, в одночасье решившая, что она политик, мне объяснила, почти не отрываясь от бумажки:
- Только от нас зависит - будем мы наносить друг другу удары в спину (ах, вот чем они занимались, когда нам казалось, что они затихарились) или усилим друг друга, чтобы в будущем народ Белоруссии мог сделать свой выбор. За вас, новых демократических лидеров, без сомнений.
Подняла на них полные огня и воодушевления глаза.
Вернулась к тексту слов.
- Этот выбор - я говорю о выборе будущего президента, о выборах в парламент или органы местного самоуправления - будут делать люди, которые полагаются сейчас на нас, как никогда. Перед этими людьми у нас нет права считать себя лишь оппозицией. Мы не можем позволить себе быть людьми, чья задача критиковать Лукашенко или перекричать друг друга.
Вдохновленные этим выступлением ведущие украинского телеканала дают слово другому человеку, чтоб хотя бы он объяснил что к чему.
- С нами на связи - Алексей Францевич, руководитель кризисного центра во Львове.
- Приветствуем. И ждем подробностей. Хотим узнать, что прозвучит, что уже прозвучало, основные месседжи этой конференции, которые уже удалось услышать. Мы видим, сегодня проходит конференция, которую организовала Светлана Тихановская. И ее офис...
Уже смешно, но все делают вид, что очень интересно.
Ответ был яркий, конкретный, подробный. Человек из Львова явно хорошо информирован.
Францевич:
- Очень много вопросов, очень много недосказанного, очень много звучит претензий. Сегодня, думаю, по многим вопросам будут заданы вопросы. Надеюсь, мы услышим на многие вопросы, всех интересующие, ответы. Думаю, да, что будут сделаны какие-то заявления. Будем надеяться, что все-таки эта конференция - она принесет какие-то положительные результаты. Так как мы находимся сейчас в очень непростой ситуации. Поэтому я думаю, сегодня будут подниматься очень серьезные , очень важные вопросы.
Ведущий, подавляя смятение, просит уточнить, будет ли преодолен раскол и станет ли оппозиция единым монолитом. И рассчитывают ли там на принятие каких-то конкретных решений.
Ведущая мужественно держит лицо.
- Ну, пока сложно сказать, - отвечает кризисный менеджер из Львова. - То есть будем смотреть, как будет проходить конференция, в каком ключе, кто будет выступать. Какие вопросы будут подыматься. В любом случае такие площадки нам сейчас необходимы для того, чтобы была возможность хотя бы эти вопросы подымать и получать ответы. Получать, скажем так, какие-то предложения по поводу того, как менять ту ситуацию, которая сейчас сложилась в рядах демократических сил.
Конец цитаты. И выступления менеджера.
Прежде чем начать смеяться, смею вам напомнить, что однажды злые дети из другой бывшей союзной республики вдруг подросли, превратились в злых клоунов, а потом попросили не игрушки, а оружие. И им так понравилось, что они не могут остановиться.
Тихановская в своем долгом мутном выступлении настаивала на том, что нужно бороться с Кремлем, восстанавливать национальную идентичность и всячески ругала власть за то, что в стране годами подавлялся белорусский язык.
На чистом русском языке ругала и полагала, что они вернут Белоруссии - белорусский.
Непонятно, зачем им те же грабли только в профиль. Неужели новую концепцию придумать не могли? Видимо, некогда. Где-то подгорает.
Но присмотреться тут стоит к другому. Во-первых, девушка в пиджаке снова обратилась к двухцветным зонтикам:
- И Кабинету, и нашему движению в целом нужно больше женских голосов – и, дорогие беларуски, я надеюсь на вашу инициативу.
Это к ним:
Во-вторых, намекнула, что жить они станут не только на донаты и будет чем еще поживиться:
- К октябрю мы расскажем, как может быть осуществлён план помощи от ЕС на три миллиарда, а также как и куда уходит западная помощь, и как её получить.
В-третьих, сообщила то, от чего можно просто сразу с дуба рухнуть, задумавшись о том, во что превратились мировые институты, авторитет которых нам казался когда-то незыблемым:
- Впервые будем участвовать в Генассамблее ООН. Откроем представительства в Эстонии, Праге, в Брюсселе. Помните, необходимо удерживать Беларусь на повестке.
Так что не спешите смеяться. Их подняли, отряхнули, поставили на сцену, пообещали три миллиарда.
Кому-то кровь из носу нужен еще один фронт. И куклы задвигали ручками и заговорили ртами.
Единственный снимок, где Тихановская улыбалась почти от души, я нашла в разгар раскачки Белоруссии в 2020-м.
Узнаете персонажа? Бернар-Анри Леви.