Найти тему

Кризис трёх лет: как прекратить истерики?

Детские слезы выматывают. Выматывают и самого ребенка, и взрослого, кому они адресованы. И ведь вроде бы еще минуту назад было все хорошо, но вдруг… А вдруг ли? Что запускает механизм истерики и можно ли его «перенастроить»? Попробуем разобраться.

Кризис развития как точка роста.

Наша жизнь не линейна, она имеет спады и подъемы, которые обуславливают наше развитие. И любому качественному изменению психики предшествует кризис. В раннем и дошкольном детстве таких кризисов наибольшая концентрация по сравнению со всей остальной жизнью человека. Есть кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет – целых четыре кризиса за семь коротких лет жизни! Во время каждого из кризисов меняется поведение ребенка, часто оно становится протестным, трудно управляемым. Еще вчера малыш охотно шел с вами за руку, а сегодня вырывается и убегает. Внешняя сторона происходящего трактуется нами как плохое поведение. Но внутренние механизмы заставляют посмотреть на поведение ребенка под другим углом. Кризис – это переход на новый, более высокий уровень развития. Протестное поведение – свидетельство того, что психика ребенка перестраивается, совершенствуется.

Кризис трех лет: от семизвездия симптомов к рождению личности.

Особенно остро в поведенческом плане переживается кризис трех лет. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский, описывая кризис трех лет, выделил семизвездие симптомов: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание и деспотизм. Эти качества могут проявляться по отдельности или все сразу, в меньшей или большей степени. Все чаще можно слышать от ребенка «Я сам!», он отвергает не только помощь взрослых, но и все то, что любил еще совсем недавно. Все эти поведенческие проявления являются важными шагами на пути развития ребенка. А результатами кризиса трех лет становятся два важных и взаимосвязанных явления. Первое из них – сепарация, отделение от мамы. Второе – формирование внутренней социальности ребенка, он сам начинает оценивать свои поступки по принципу «что такое хорошо, а что такое плохо». Оба эти явления приводят к тому, что другой выдающийся психолог Алексей Николаевич Леонтьев назвал «первым рождением личности».

А как воспринимает эти изменения сам ребенок?

Рождение личности – достаточно значимый результат, который стоит того, чтобы перетерпеть упрямство и капризы ребенка. Понимая, почему ребенок себя так ведет и что будет в результате, взрослым легче смириться с временными трудностями (обычно кризис длиться два-три месяца). Но это знаем мы, взрослые. А что чувствует ребенок? Для ребенка трех лет жизнь – это череда фрустраций. Желаний уже достаточно много, а средств их реализации недостаточно. Информации о мире и его законах еще очень мало, и ожидаемое часто не совпадает с реальностью. Думал, что сейчас прокатится между полок в магазине, а мама сказала оставить самокат у входа. Фрустрация! Хотел сесть на качели, а их занял другой ребенок. Фрустрация! Хотел отклеить наклейку и случайно порвал ее… фрустрация… и так без конца. Этот опыт необходим ребенку, благодаря ему он начинает отделять себя от окружающего мира, видеть последствия собственных поступков и анализирует обстоятельства, на которые он повлиять не может. Но как снизить эмоциональный накал? Облегчить этот путь ребенку, себе и всем окружающим?

Вот несколько советов:

Планируем и режиссируем.

Фрустрация – это чувство непреодолимого препятствия, возникающее тогда, когда внутренний план не совпадает с тем, что происходит в действительности. Ребенок представил, как он сейчас сядет на качели и будет здорово на них кататься, а их занял другой малыш – внутренний план рухнул, а реакцией на его крушение стали крики и слезы. Чтобы избежать такого исхода можно вслух планировать ваши действия с ребенком и режиссировать его внутренний план. Нам, взрослым, в отличии от детей, часто заранее известны возможные альтернативы происходящих событий. Проговаривайте их. Не ставьте ребенка перед фактом, заранее предупреждайте, опережая его внутренний план. Не говорите о том, что надо оставить самокат у входа в магазин, когда вы уже подошли к дверям, делайте это заранее и не в качестве ультиматума, а в череде других действий: сейчас мы пойдем в магазин за хлебом, у входа оставим самокат и возьмем тележку…

Предоставьте право выбора.

Ребенок в этом возрасте отстаивает свою самостоятельность, это важное качество, которое он должен приобрести благодаря кризису. Дайте ему право принимать решения там, где это возможно. Предоставляйте выбор. «Ты хочешь остаться с папой на улице и кататься на самокате или оставим самокат и пойдем вместе в магазин?»

Лучшее успокоение – это переключение.

Если все же вы не успели предупредить ситуацию, и истерика началась, худшее, что можно сделать это заставлять ребенка замолчать или просить успокоится. Чтобы понять, насколько это не эффективно, просто вспомните ситуацию, когда вам во время ссоры ваш оппонент говорил: «Прекрати кричать, замолчи!». Вам это помогало? Мы говорим так от бессилия и безысходности, невозможности справиться с неприятной ситуацией, но результата такие слова никогда не приносят. В случае истерики ребенка самое верное средство – переключить его внимание. Хорошо, если у вас будут в арсенале заготовленные шутки-прибаутки на такой случай. В этом возрасте у ребенка появляется чувство комичного, поэтому несуразность ситуации – лучшее, что может отвлечь от расстройства. «Ой, смотри, это Гуффи там под холодильник лезет?» «Ты видела, мне кажется, на люстре Пеппа сидит! Или мне показалось?». В ход могут также пойти красивые, яркие предметы, предложение «проинспектировать» мамину сумку и т.п. Будьте оригинальны и по возможности невозмутимы! Когда ребенок отвлекся – можно предпринимать стандартные действия по приведению его в чувства: дать попить, умыть, вытереть нос, дать доступ к свежему воздуху (открыть окно или вывести на улицу).

Источайте спокойствие и уверенность!

Помните, что ребенок считывает все наши эмоции и чувствует неуверенность. Как бы не провоцировал вас ребенок и не показывал свою «самость», ему на самом деле нужен уверенный взрослый, который может вести за собой. Важно быть для ребенка той самой надежной крепостью, которая не рухнет под натиском детских слез, а будет крепко стоять, зная, что это временно, это закономерно и это следствие развития вашего ребенка!

Анастасия Левшина.