Пенсионный фонд проиграл в первой инстанции, но дошел до Верховного Суда, который успокоил буйную голову юристов фонда.
И не смешно: компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным
бездействия, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 20.5 миллионов рублей, и не направлении его для исполнения в соответствующий налоговый орган.
Дело было так:
Компания в октябре 2019 года представила в ПФР корректировку за 2016 год, в результате чего образовалась переплата по страховым взносам в сумме 21.8 млн. рублей, затем обратилась в фонд с заявлением о возврате переплаты, однако решение по этому заявлению принято не было.
- А что так много заявили? - спросите вы.
И на этот вопрос есть ответ в деле:
Общество представило в Фонд корректировочные РСВ за 2016 год, в которых сумма страховых взносов была уменьшена ввиду уменьшения базы для расчета страховых взносов на ранее ошибочно включенные в базу следующие виды выплат:
- компенсация стоимости питания сотрудников Общества;
- компенсация расходов сотрудников в связи с переездом;
- выходные пособия при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон.
Суды проверили этот факт и признали позицию плательщика взносов правильной:
1) компенсация не связана с оплатой труда: она одинакова для всех сотрудников, не зависела от должностей, функций, оклада и результатов труда,
2) компенсация расходов сотрудников в связи с переездом тоже не относится к оплате труда, ибо ее размер устанавливался для всех сотрудников вне зависимости от должностей, функций, оклада, результатов труда и достижений, и предусмотрены нормами ст.ст. 164, 165, 169 ТК РФ,
3) выходные пособия тоже не оплата труда, поскольку выплачиваются вне зависимости от должности, качества и количества труда, квалификации, вне связи с достижением каких-либо производственных результатов.
Юристы ПФР парировали: мол, компания пропустила срок на обращение за возвратом излишне уплаченных страховых взносов, поскольку сроком представления расчетов по страховым взносам за 2016 год является март 2017 года.
Суды признали, что трехлетний срок обращения за возвратом переплаты обществом соблюден. Первоначальный расчет по страховым взносам за 2016 год был представлен в феврале 2017. Уточненный расчет представлен в октябре 2019, заявление о возврате переплаты подано в орган ПФР в декабре 2019, заявление в суд подано в апреле 2020 года.
Таким образом, уточненный расчет и заявление о возврате были поданы в орган ПФР в течение 3 лет после истечения срока подачи первоначального расчета. Результата проверки уточненного расчета и рассмотрения заявления о возврате плательщик не получил, вследствие чего оспорил соответствующее бездействие в судебном порядке.
Итог: плательщик своевременно предпринял попытку досудебного урегулирования спора, и обращение в суд вызвано незаконным бездействием ответчика. Довод ПФР о невозможности возврата излишне уплаченных страховых взносов, поскольку взносы учтены в составе сведений индивидуального учета и разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, отклонен судом, поскольку доказательств данного обстоятельства не представлено, как не представлено и доказательств наступления страхового случая для конкретных застрахованных лиц.
Для любителей почитать первоисточник: Дело № А40-69205/2020.
#мспсудится