У каждой организации есть набор заинтересованных сторон, которым она подотчетна и которые, следовательно, могут влиять на бизнес—стратегию. Организации имеют четыре основные группы заинтересованных сторон:
1. Заинтересованные стороны рынка капитала (акционеры, банки и т.д.)
2. Заинтересованные стороны товарного рынка (клиенты, поставщики)
3. Заинтересованные стороны организации (сотрудники)
4. Заинтересованные стороны сообщества (сообщества, государственные органы, общественные активисты)
Идет оживленная дискуссия в научном сообществе о том, какая из этих четырех групп заинтересованных сторон является наиболее важной и должна быть основной выгодоприобретательницей успешных бизнес-стратегий. Некоторые люди считают, что акционеры (владельцы компании) являются самыми важными. Другие утверждают, что клиенты, сотрудники, правительства или сообщества должны быть основными бенефициарами деловой активности. В США акционеры обычно получают наивысший приоритет, но каждая группа заинтересованных сторон может влиять на стратегические решения, принимаемые компанией.
Иногда разные группы заинтересованных сторон имеют противоречивые мнения относительно целесообразности различных стратегических решений. Представьте, что ваша компания может снизить себестоимость своей продукции, закрыв свой завод типа Ижевского автозавода и переместив производство в Китай, где рабочая сила дешевле. Это потребует увольнения многих ваших сотрудников. Как группа заинтересованных сторон сотрудников, так и группы заинтересованных сторон сообщества в городах, где расположены ваши заводы, воспримут этот шаг как негативный, и они попытаются помешать компании принять это решение.
Однако акционеры и заинтересованные группы клиентов могут приветствовать это решение. Это может увеличить прибыль для акционеров и снизить цены для клиентов, или и то, и другое. Из-за подобных конфликтов компаниям необходимо убедиться, что их стратегические действия соответствуют общепринятым этическим стандартам деловой активности. В идеальной ситуации компания имеет настолько эффективную бизнес-стратегию, что она генерирует прибыль выше среднего. Доходность выше среднего позволяет компаниям не только оправдывать ожидания акционеров, но и удовлетворять ожидания других поставщиков капитала, участников продуктового рынка, организаций и сообщества. Поскольку заинтересованные стороны влияют на стратегические решения, принимаемые управленческой командой компании, и находятся под их влиянием, важно понимать и учитывать потребности различных групп заинтересованных сторон при принятии стратегических решений.