Прежде чем появились Джаггер и Ричардс, Плант и Пейдж, были Элвис Пресли и Скотти Мур. И если первый не нуждается в представлении (всё-таки он король), то имя Мура часто упускается из виду... А зря, ведь он присутствовал при «рождении» рок-н-ролла, и по сути был первым гитарным героем в истории рока, который превратил свой инструмент в синоним жанра.
Сколько людей, столько и мнений – а потому у рок-н-ролла, в зависимости от ваших взглядов на этот жанр, может быть много дат рождения. И всё же если мы говорим о Пресли и Муре – это 5 июля 1954 года. Вместе с королём, владельцем мемфисской фирмы звукозаписи Sun Records Сэмом Филлипсом и приглашённым контрабасистом Биллом Блэком – Скотти участвовал в слиянии чёрной музыки и белой, блюза и кантри... Он был одним из тех, кто подарил миру рок-н-ролл! И после этого многие действительно продолжают закрывать на его историю глаза?! Весьма несправедливо, учитывая колоссальное влияние этого героя! При этом его карьеру сложно назвать умопомрачительной...
Ранние годы и успех с Элвисом
Уинфилд Скотт Мур III родился в многодетной семье в декабре 1931 года. Он освоил гитару в 8 лет, а с 1948 по январь 1952 года служил в ВМС США в Китае и Корее. Он мог бы построить военную карьеру, но музыка привлекала парня куда больше. Вдохновлённый джазом и кантри, а также стилем виртуоза Чета Аткинса, Мур играл в The Starlite Wranglers, прежде чем был замечен уже упомянутым Сэмом Филлипсом, владельцем Sun Records. Сложно сказать, стало бы имя Скотти в конце концов знаковым и популярным в мире рок-н-ролла, если бы Филлипс не увидел потенциал в голосе Элвиса Пресли. Именно он объединил эту троицу (включая Билла Блэка), тем самым спровоцировал «рок-н-ролльный бум» по всей Америке!
Сегодня легендарно известную «That’s All Right, Mama» знает каждый, но записи этой могло и не быть. История гласит, что тогда, 5 июля 1954 года, троица бессмысленно провела весь день в студии. Ничего толкового не выходило, и парни уже собирались расходиться. Утомлённый и слегка огорчённый Пресли взял гитару и начал дурачиться, в весьма взбалмошной манере наигрывая «That’s All Right» Артура Крудапа. Товарищи быстро подхватили его настрой, и когда Филлипс заглянул к ним «на шум», он остался в восторге. Была сделана запись, а вскоре все её участники стали кумирами – в первую очередь Элвис, конечно же.
На следующий день они снова собрались вместе, чтобы записать «Blue Moon of Kentucky». Всё, к чему они прикасались, превращалось в золото! Период, проведённый в стенах Sun Records, обернулся чередой хитов, последним из которых стал «Mystery Train».
Приход «полковника» и разлука с Пресли
Первое время Скотти был менеджером группы, которую окрестили Blue Moon Boys (к тому моменту в неё также вошёл барабанщик D.J. Fontana). Дела шли в гору, причём как в карьерном, так и в личном плане: парни хорошо ладили, и были горячо любимы публикой! Но всё изменилось с приходом «полковника» Тома Паркера, который занял должность Мура и буквально разрушил общность бэнда.
Он не проявлял интереса к музыкантам своего нового протеже, и даже больше – буквально изолировал Элвиса от них. «Полковник» платил им 100 долларов в неделю или 200 долларов, если у них был концерт, и ограничивал их доступ к певцу. При этом он заключил сделку с RCA на астрономическую по тем временам сумму в 40 000 долларов...
После подписания контракта участники Blue Moon Boys продолжали играть с Пресли. Мур оставил свой яркий след в такой вечной классике, как «Heartbreak Hotel» или «Too Much». В «Hound Dog» он охарактеризовал собственное соло как «наследственное психоделическое», в то время как «Jailhouse Rock» стал одним из первых примеров использования «пауэр-аккордов».
Конечно, главным событием в мире рок-н-ролла по-прежнему оставался Пресли, но мы не можем не заметить потрясающую роль, которую сыграл Мур в этой истории успеха. Впоследствии многие ныне культовые гитаристы называли Скотти своим кумиром и главным вдохновителем. В частности – Кит Ричардс, который однажды заявил:
«Все хотели быть Элвисом, но я хотел быть Скотти!»
Его манера игры была источником вдохновения для большинства гитаристов следующего поколения. Однако... его важность не была финансово вознаграждена. Пресли зарабатывал миллионы, в то время как участники его группы практически не видели денег.
С началом голливудской карьеры короля живых выступления стало в разы меньше. По воле «полковника» никто из Blue Moon Boys не мог толком пообщаться с Элвисом, поджемовать с ним... Всё это обижало его товарищей, как и крайне низкие гонорары, которые не позволяли нормально жить. Это привело к логическому расколу, который был воспринят Пресли как предательство (в какой-то мере). Но по сути – виновником был Том Паркер. Впоследствии Элвис играл с новыми музыкантами, но их мастерство было далеко от оригинального состава Blue Moon Boys. В конце концов произошло мини-воссоединение, которое не увенчалось успехом.
«Мне нужен был трактор»
В 60-х Мур всё же объединился с Пресли для записи ряда треков, включая «You're the Devil in Disguise», «Bossa Nova Baby» и «Good Luck Charm». До этого, пока Пресли был в армии, Мур основал Fernwood Studios, где была записана «Tragedy» Томаса Уэйна. Помимо продюсирования, Мур также сыграл некоторые гитарные партии. Это был национальный хит, занявший пятое место в чартах! Но дальше они не зашли.
Записей с Элвисом больше не было, как и каких-либо взаимоотношений. Скотти вернулся в Нэшвилл, где работал звукорежиссёром. Только в 90-х он вернулся к игре в студии и на сцене – в этом ему помогла другая легенда рокабилли-гитары, Карл Перкинс. К этому моменту Мур избавился от своего Gibson Super 400. После того как он не играл на ней в течение многих лет, он подумал, что пришло время продать её – коллекционер предложил ему 10 000 долларов, и Скотти согласился. Через некоторое время Чет Аткинс спросил своего теперь уже прославленного поклонника и коллегу, почему он продал гитару так дёшево, на что Мур ответил: «Мне нужен был трактор». Кажется, он не пожалел об этом – в 2011 году Мур поделился с поклонниками фотографией с подписью:
«Трактор до сих пор работает и, в отличие от гитары, до сих пор используется».
В 1997 году он объединился с D.J. Fontana, чтобы записать трибьют-альбом Элвису под названием «All the King's Men»: в записи приняли участие Кит Ричардс, Джефф Бек, Ронни Вуд. В его последние годы жизни многие легенды получили возможность играть с человеком, который дал року его первые культовые соло... Мур умер 28 июня 2016 года в Нэшвилле, штат Теннесси, в возрасте 84 лет.
Оригинал: 🔗источник
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на наш дзен✅ и на нашу страницу во Вконтакте! Пишите в комментариях ваших любимых исполнителей и их песни! Имена, события, факты... Кого из мира музыки вам хотелось бы подробнее узнать? Кого было бы приятно послушать? Мы обязательно найдем то, чего вы раньше не знали, и поделимся этим, добавив щепотку отличного саунда!!!