В Якутии тоже бывают дожди. Народная мудрость гласит: – В Якутии июнь ещё не лето, а июль уже не лето. Не всегда в Якутии лежит снег, бывает и дождливая погода. Вода не может впитываться в землю, вечная мерзлота не пропускает воду. В дождь быстро образуются лужи. Преодолевая одну из луж, которая совершенно не составляла опасности для автомобиля БелАЗ. Машина была гружёной алмазосодержащей рудой. Все работало штатно, вдруг рывок и БелАЗ повело в сторону. Скорость движения была не большая. Водитель убрал обороты двигателя, машина остановилась. Нужен визуальный осмотр, а машина стоит в луже. Водитель обут в туфли. Двигатель и ГМП работают нормально. Нужно осмотреть ходовую часть автомобиля. С правой стороны машины, лужи не видно. Значит будем выбираться через палубу. Это такая площадка с правой стороны кабины. Становимся на подножку у двери кабины и переходим на капот двигателя, вот и палуба, по лестнице спускаемся в низ. Сразу заметно что сдвинута задняя балка. На БелАЗ рессор нет. Амортизация идёт через подвески. Штангами крепятся к раме передняя и задняя балки. Штанги это важная деталь машины. Бывает водители не уделяют этим деталям должного внимания. Нарушается заводская пропорция, и машина начинает сыпаться. Одна штанга, длиннее, вторая короче. Если смотреть на машину издали, то может показаться что она движется боком.
Предварительный осмотр дал утешительный результат. На одной из штанг задней балки срезало стопор, и палец вышел с кронштейна. Усложняла ремонт лужа, в которой стоял БелАЗ. Крепление задней балки к раме производиться вилкой качения и штангами. Если бы в кузове была вскрыша, тогда, водитель просто выгрузил груз в лужу. И заняться ремонтом, но в кузове руда. Выгружать где попало нельзя. Руду можно выгрузить в трёх местах. В бункер фабрики, на рудном складе, и обратно в забой добычи руды. Оценив ситуацию, пришлось обратно забираться в кабину и за счёт задней передачи выравнивать заднюю балку. Когда балка выровнялась, вместо пальца вставил направляющий палец. Для этого пришлось разуться и зайти в холодную воду. Когда направляющий палец не надёжно закрепил штангу, можно было выехать с лужи. Без лужи с пальцем справился быстро. Основной палец, выгнал с проушины направляющий палец, новый стопор и БелАЗ продолжил движение. Сырая погода смачивает все соединения, и они легко покидают свои насиженные места. Вибрация и нагрузки делают своё дело. Вспомнился случай. Молодой человек в 2015 году купил по дешевой цене автомобиль "Москвич". В багажник машины установил "Буфер" это усилитель музыки. Вой стоял страшный. От вибрации раскрутились все соединения машины, и даже шатунные болты двигателя. Через неделю "Москвич" был отбуксирован в металлолом.