Рабочий лист "Морфемы" для 5-6 класса

3K прочитали
Рабочий лист предназначен для обобщающего повторения базовых знаний морфемики в 5-6 классах.

Рабочий лист предназначен для обобщающего повторения базовых знаний морфемики в 5-6 классах. Включает в себя теоретический материал с пропусками, которые детям нужно заполнить, и различные, в том числе игровые, упражнения. Можно использовать и для репетиторских занятий.

Теория

Прочитайте информацию. Заполните пропуски.

Слова состоят из морфем.

Морфема – это часть _________________.

В слове могут быть такие морфемы: ______________ , ______________, ________________ , ______________ .

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено ______________ лексическое значение.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует ____________ слова и служит для _____________ слов в предложении.

Задания

Упражнение 1

Выпишите из текста отдельно однокоренные слова и формы слова.

Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.

Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?

Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель.

«Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.

Однокоренные слова

Группа 1: __________________________________

Группа 2: __________________________________

Группа 3: __________________________________

Группа 4: __________________________________

Группа 5: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Формы слова

Группа 1: __________________________________

Группа 2: __________________________________

Группа 3: __________________________________

Упражнение 2

Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками.

Путешествие кота Пыжика

Рабочий лист предназначен для обобщающего повторения базовых знаний морфемики в 5-6 классах.-2

Упражнение 2

Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок.

Под-, пере-, за-, об- (о-), на-

Ходить

Лететь

Рисовать

Писать

Шить

Лить

Упражнение 3

Образуйте от данных слов новые слова при помощи указанных суффиксов. Какие значения имеют суффиксы?

1) Образуйте существительные при помощи суффиксов -ок-, -ек-, -ик-, -чик-.

Гриб – ________________________________

Стул – ________________________________

Ключ – ________________________________

Горох – ________________________________

Орех – ________________________________

Кот – ________________________________

Борщ – ________________________________

Слон – ________________________________

Сын – ________________________________

Колокол – ________________________________

Карман – ________________________________

Пояс – ________________________________

Значение суффиксов: _________________________________________________________

2) Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-.

Учить – ________________________________

Создать – ________________________________

Грузить – ________________________________

Мечтать – ________________________________

Пилить – ________________________________

Носить – ________________________________

Строить – ________________________________

Перевозить – ________________________________

Переводить – ________________________________

Летать – ________________________________

Точить – ________________________________

Переплетать – ________________________________

Значение суффиксов: ___________________________________________________________

3) Образуйте прилагательные при помощи суффиксов -оват-, -еват-

Белый – ________________________________

Сладкий – ________________________________

Горький – ________________________________

Кислый – ________________________________

Рыжий – ________________________________

Пышный – ________________________________

Синий – ________________________________

Толстый – ________________________________

Серый – ________________________________

Большой – ________________________________

Бледный – ________________________________

Красный – ________________________________

Значение суффиксов: ____________________________________________________________

4) Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-.

Рука – ________________________________

Дом – ________________________________

Нос – ________________________________

Человек – ________________________________

Нога – ________________________________

Кот – ________________________________

Глаза – ________________________________

Штаны – ________________________________

Усы – ________________________________

Сапог – ________________________________

Значение суффикса: _____________________________________________________________

Упражнение 4

Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках). Запишите слова, выделив в них морфемы.

Корни: -чист-, -лен-, -чуд-, -бел-, -пек-, -пен-, -москв-. -гон-, -зим-, -руч-

Суффиксы: -арь-, -ич-, -ушк(а), -тяй-, -ак-, -ищ(а), -щик-, -ёк-, -юл(я), -оват(ый).

Упражнение 5

Определите, какие слова изменяются (для этого определите часть речи). В изменяемых словах выделите окончания.

Слово / Часть речи / Изменяется или нет

Образец:

Снова - наречие - не изменяется

Новый - прилагательное - изменяется

вверх

орфограмма

летит

начало

красивое

увижу

на лекции

перелезла

шестиклассник

сначала

увлекательная

чащоба

участвуем

сиреневый

слева

Упражнение 6

Прочитайте «вредный совет» Григория Остера. Выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.

Если вас зовут обедать -
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там
тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить -
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без
борьбы.
Если всё-таки достанут
И за стол
посадят вас -
Опрокидывайте
чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот
руками,
Падайте со стула
вниз,
А котлеты
вверх бросайте -
Пусть
прилипнут к потолку.
Через месяц люди
скажут
С уважением о вас:
"С виду он худой и хилый,
Но зато характер тверд".

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.