Рабочий лист предназначен для обобщающего повторения базовых знаний морфемики в 5-6 классах. Включает в себя теоретический материал с пропусками, которые детям нужно заполнить, и различные, в том числе игровые, упражнения. Можно использовать и для репетиторских занятий.
Теория
Прочитайте информацию. Заполните пропуски.
Слова состоят из морфем.
Морфема – это часть _________________.
В слове могут быть такие морфемы: ______________ , ______________, ________________ , ______________ .
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено ______________ лексическое значение.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует ____________ слова и служит для _____________ слов в предложении.
Задания
Упражнение 1
Выпишите из текста отдельно однокоренные слова и формы слова.
Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.
Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?
Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель.
«Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.
Однокоренные слова
Группа 1: __________________________________
Группа 2: __________________________________
Группа 3: __________________________________
Группа 4: __________________________________
Группа 5: __________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Формы слова
Группа 1: __________________________________
Группа 2: __________________________________
Группа 3: __________________________________
Упражнение 2
Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками.
Путешествие кота Пыжика
Упражнение 2
Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок.
Под-, пере-, за-, об- (о-), на-
Ходить
Лететь
Рисовать
Писать
Шить
Лить
Упражнение 3
Образуйте от данных слов новые слова при помощи указанных суффиксов. Какие значения имеют суффиксы?
1) Образуйте существительные при помощи суффиксов -ок-, -ек-, -ик-, -чик-.
Гриб – ________________________________
Стул – ________________________________
Ключ – ________________________________
Горох – ________________________________
Орех – ________________________________
Кот – ________________________________
Борщ – ________________________________
Слон – ________________________________
Сын – ________________________________
Колокол – ________________________________
Карман – ________________________________
Пояс – ________________________________
Значение суффиксов: _________________________________________________________
2) Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-.
Учить – ________________________________
Создать – ________________________________
Грузить – ________________________________
Мечтать – ________________________________
Пилить – ________________________________
Носить – ________________________________
Строить – ________________________________
Перевозить – ________________________________
Переводить – ________________________________
Летать – ________________________________
Точить – ________________________________
Переплетать – ________________________________
Значение суффиксов: ___________________________________________________________
3) Образуйте прилагательные при помощи суффиксов -оват-, -еват-
Белый – ________________________________
Сладкий – ________________________________
Горький – ________________________________
Кислый – ________________________________
Рыжий – ________________________________
Пышный – ________________________________
Синий – ________________________________
Толстый – ________________________________
Серый – ________________________________
Большой – ________________________________
Бледный – ________________________________
Красный – ________________________________
Значение суффиксов: ____________________________________________________________
4) Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-.
Рука – ________________________________
Дом – ________________________________
Нос – ________________________________
Человек – ________________________________
Нога – ________________________________
Кот – ________________________________
Глаза – ________________________________
Штаны – ________________________________
Усы – ________________________________
Сапог – ________________________________
Значение суффикса: _____________________________________________________________
Упражнение 4
Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках). Запишите слова, выделив в них морфемы.
Корни: -чист-, -лен-, -чуд-, -бел-, -пек-, -пен-, -москв-. -гон-, -зим-, -руч-
Суффиксы: -арь-, -ич-, -ушк(а), -тяй-, -ак-, -ищ(а), -щик-, -ёк-, -юл(я), -оват(ый).
Упражнение 5
Определите, какие слова изменяются (для этого определите часть речи). В изменяемых словах выделите окончания.
Слово / Часть речи / Изменяется или нет
Образец:
Снова - наречие - не изменяется
Новый - прилагательное - изменяется
вверх
орфограмма
летит
начало
красивое
увижу
на лекции
перелезла
шестиклассник
сначала
увлекательная
чащоба
участвуем
сиреневый
слева
Упражнение 6
Прочитайте «вредный совет» Григория Остера. Выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.
Если вас зовут обедать -
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить -
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
Если всё-таки достанут
И за стол посадят вас -
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз,
А котлеты вверх бросайте -
Пусть прилипнут к потолку.
Через месяц люди скажут
С уважением о вас:
"С виду он худой и хилый,
Но зато характер тверд".
Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.