Самый знаменитый совет, который дают всем начинающим писателям и сценаристам: «пишите о том, что хорошо знаете!». Самый первый совет, который дают в киношколах будущим режиссёрам: «не вздумайте снимать о своей работе! Это для вас всё трагично и интересно, а для зрителя – просто мышиная возня, это ваше закулисье».
Считается, что это слишком скучно для широкого зрителя, потому что для большинства работников кино их работа -- рутина, а про рутину сложно рассказать интересно и объективно. При этом история знает десятки примеров сериалов про врачей (у вас есть свой любимый медицинский сериал, не так ли?), юристов, полицейских, кулинаров, и, с недавнего времени, психотерапевтов. То есть производственные комедии и драмы вполне актуальны, и внутренняя кухня других профессий неизбежно привлекает внимание.
Несмотря на все трудности, находятся прекрасные, талантливые режиссёры и сценаристы, которые с любовью к профессии берутся рассказывать о ней. Чаще всего с юмором, потому что в кино не выживешь иначе, сгоришь и уйдёшь навсегда.
1. Студия 60
Смотреть за этим интересно не только потому, что это потрясающе написано и придумано, но и потому, что это феноменально сыграно. Впервые в его карьере Мэтью Перри дали нормального драматического персонажа, а не обаятельного дебила, и он сыграл эту роль блистательно
Первым в нашем списке идёт абсолютно легендарный сериал 2006 года. Создан он, ни много ни мало, молодым Аароном Соркиным и рассказывает про работу Студии 60, придуманую по образу и подобию очень смешного шоу Saturday Night Life. SNL, кстати, подарил нам огромное количество прекрасных комедийных актёров, от Энди Сэмберга до Пола Рада.
«Студия 60» рассказывает достаточно простую историю, которую легко понять и принять «человеку с улицы» -- на студии происходит кризис и на работу возвращают двух проштрафившихся сотрудников, сценариста Мэтта (которого играет Мэттью Перри) и продюсера Дэнни (Брэдли Уитфорд). И вот у них есть несколько дней, чтобы спасти телеканал.
Сериал этот немного утопичен и показывает нам скорее надежду на то, каким бы хотелось видеть телевидение. Балансируя на грани между смешным и драматичным, сериал очень веселый и в хорошем смысле трогательный. Мэттью Перри, который в 2006 году ещё держался на плаву и в форме, показал себя со всем отчаянным талантом, чтобы мы с вами помнили и знали, каким он на самом деле был актёром.
"Студии 60" очень не повезло, и он продержался всего один сезон: рейтинги падали с каждой серией первого (и единственного сезона) с 8,6 до 2,7. При этом сегодня при просмотре эпизодов кажется, что всё должно быть совершенно наоборот! Так что обязательно насладитесь просмотром, хотя бы для восстановления справедливости.
2. Эпизоды
Играть Леблана у Леблана получается совершенно гениально. За первый сезон сериала «Эпизоды» он получил Золотой глобус за Лучшую мужскую роль, став, кажется, первым в истории актером, получившим эту награду за роль, где он играет сам себя.
У нас тут актёр, который играет самого себя: привыкайте, в этом обзоре у нас такое не редкость.
Но, если честно, кого-то обаятельнее Мэтта Леблана в подобной роли вы вряд ли найдёте. И он получил за роль самого себя «Золотой Глобус». Кто бы ещё так смог? Как вы понимаете – это точно надо увидеть своими глазами.
Сериал рассказывает нам о двух шоураннерах, которые создали успешный сериал в Великобритании, и американцы выкупили его для адаптации. Ну, что ж, частая вещь, один только «Офис» чего стоит! Вот только покупатели полностью меняют концепцию и вместо уютного и интеллектуального директора частной школы мы получаем спортивного тренера, которого при этом ещё и играет Джоуи Трибиани! Ну, в смысле, Мэт Леблан, но мы же понимаем, что он для нас навсегда How are you doing?
Словом, нас ждёт комедия положений с миллионом нелепых ситуаций из-за культурной разницы, из-за совершенно непохожих принципов ведения бизнеса, и из-за Мэта Леблана, который ведёт себя как злой и избалованный ребёнок. Но «Золотой Глобус» только за это, конечно, не дают.
Ещё поклонников «Друзей» порадует сценарист Дэвид Крейн, который является не просто одним из создателей "Эпизодов", но, как он говорил в интервью, образ главных героев во многом списан с него самого и Марты Кауффман – дует их имен на подкорке записан у всех, кто смотрел друзей в переводе для СТС.
3. Массовка
Во-первых, он рассказывает о самой непопулярной и не звездной сфере кинопроизводства - жизни актеров массовых сцен. Во-вторых, он невероятно смешной. Правда. Местами до слез.
Во-первых – это британская комедия. Во-вторых – её создал Рикки Джервис. Создал он её в далёком 2005 году, когда все любимые нами звёзды были молоды и, оказывается, могли дать жару и отлично себя высмеять. Там даже семнадцатилетний Дэниел Редклифф показывает, почему он не останется навсегда Мальчиком, Который Выжил, но станет одним из самый талантливых актёров своего поколения. Вся их игра постоена на том, чтобы будто взять слухи о себе самом из жёлтой прессы и сыграть их так, будто бы они правдивы.
Сериал рассказывает о двух актёрах массовки, Энди и Мегги. Энди очень хочет роль, в которой у него были бы слова, а Мегги… Мегги хочет отношений. Не с Энди, но с достойным мужчиной в принципе. И ещё она совершенно очаровательная дурочка.
Каждая серия называется по имени того актёра, который будет там играть. И, поверьте, это внушительный список! Самюэль Л. Джексон, например, известен тем, что любит делать пародии на самого себя. Например, он блестяще сыграл в пандемийном сериале «Постановка». Вот и тут его образ максимально забавный. А чего стоит Патрик Стюарт, который блестяще отрабатывает стереотип о том, что актёр, играющий в основном роли мудрых мужчин, в жизни оказывается просто невероятным идиотом.
На воплощение подобных образов нужна смелость и прекрасное чувство юмора, поэтому каждый, чьим именем названы серии, нисколько не разочаровывает.
Кроме юмора от звёзд и про звёзд, сериал рассказывает о довольно трудной жизни актёров массовых сцен. О том, что среди них бывают и блестящие актёры, которые ждут своего часа сиять; и залётные кадры, которые просто хотят попробовать что-то новое; и обычные ребята, согласные на любую работу, так почему бы не эта? И ещё сериал говорит, что если человек идёт к большим ролям по этому пути, то путь этот лёгким назвать точно нельзя, но получить удовольствие в процессе – непременно можно.
4. Конмэн
Эта история звучала бы хорошо и привлекательно даже сама по себе, но у сериала «Конмэн» есть важнейший нюанс. Его придумал, снял и сыграл в нем главную роль замечательный Алан Тьюдик — актер, который как раз сыграл пилота звездолета в культовом сериале «Светлячок» Джосса Уиддона.
Алан Тьюдик (кстати, фамилия польская и читается как [Ту́дык], живите с этим) в последние годы активно занимает всё более заметное место среди комедийных актёров. Ещё 15-20 лет они делили это место с Полом Бетани: один типаж, одна «британовость» и хороший комедийный потенциал. Но если Пол Бетани в своём желании играть в большом кино пришёл к драматичной роли Вижена, но вот Тьюдик разменял свои 40 лет переменно узнаваемым актёром, но которому будто всё время не везло: то «Светлячок» закроют, то в «Трансформерах» ему дадут такую крошечную роль, что у его персонажа не будет даже имени, то «Холистическое агентство Дирка Джентли» не продлят. И в итоге становилось всё очевиднее, что максимум, но что он может рассчитывать -- это озвучка.
Но Тьюдик решил не сдаваться и сделал свой сериал. Про себя. Ну, не совсем про себя, а про актёра, который однажды снялся в культовом космическом вестерне в роли пилота, а потом не смог найти себе места в кинематографе и таскается по разным конференциям, раздавая автографы. Он, конечно, хочет большую роль в серьезном фильме Клинта Иствуда. Но для этого нужно пройти пробы, или хотя бы не рассказывать пьяным про секретный сценарий.
Ирония Тьюдика резонирует с похожей рефлексией Китона в «Бёрдмене» и, кажется, помогала ему с карьерой ничуть не хуже. Потому что очень смешной и честный Конмэн в итоге сделал Алана снова заметным и теперь все мы знаем его как Гарри-инопланетянина из «Засланца из космоса». И это точно не финал!
5. Десять процентов
Это история агентов, которые одержимы кино, которые говорят про Каннский кинофестиваль таким тоном, что ты слышишь большую букву в слове Фестиваль. Про людей, для которых кино — это не способ заработка, а жизнь, призвание и вообще всё. И эта удивительная интонация невероятно подкупает.
Сразу стоит оговориться, что сериал этот не только выкуплен Нетфликсом под названием Call my Agent, но его ещё и перевыпустили в Великобритании!
Потому что рассказ о жизни актёрского агентства, рассказанного с такой любовью к кино и профессии, неминуемо привлек и зрителей, и коллег из индустрии.
Собственно, актёрские агенты занимаются тем, что ищут/согласовывают/проверяют/утверждают роли для актёров. Как правило, на их плечи также ложится вся бюрократия с договорами и лучшими условиями для работы. Кроме того, они также выступают психологами, юристами, кем-угодно-для-актёров, чтобы помочь им получить роль и, желательно, деньги. А 10% -- стандартный гонорар, который получает агент за каждую утверждённую роль. Кстати, в России это чаще всего 20%, особенно для начинающих актёров в эпизодах, так что десять – это очень гуманно.
Начинается шоу с того, что в агентство приходит работать внебрачная дочь босса, о которой никто не знает. И вместе с ней мы и начинаем узнавать чудесный мир кино-жизни. И внезапно понимаем, что делают кино – люди. Настоящие, живые люди, даже если их лица и роли знает весь мир. Со своими слабостями, своими страхами. Но каждый из них бесконечно влюблен в кинематограф.
И вот тут, наверное, самая большая разница французской и британской версии. Как это ни странно, все сотрудники «британского офиса» ведут себя так, будто они очень сильно устали от своей работы, кроме пожилой Стеллы, одной из основательниц агентства. Когда Ребекка добивается экранизации книги «8 ночей», то журналистка, которая её написала, спрашивает: «Скажи, ты просто хочешь стать продюсером?». И, да, складывается впечатление, что Ребекке, если честно, не так важно чем заниматься, лишь это давало толчок карьере. И что-то такое можно сказать о каждом из персонажей.
Однако во «французском филиале» каждый дышит любовь к кинематографу. Создаётся странное впечатление, будто они вообще не сильно думают о том, что им платят за их работу. Отсюда ноги финансовых проблем агентства и растут, кстати.
И ещё, звёзды там удивительно честные. Помните, мы говорили про искренних актёров первого эшелона в сериале «Массовка»? Так вот, этой искренности их соотечественникам из Великобритании удивительно не хватает. В то же время каждого, кто появляется на экране в «Dix Pour Cent» хочется благодарить за правду и смелость.
Но при этом смотреть вполне можно оба сериала. Хотя бы для того, чтобы увидеть эту тонкую разницу в отношении к кино и коллегам со стороны каждой из стран.
6. Предложение
Пожалуй, ни одному фильму или сериалу прежде не удавалось так точно показать, чем же именно в кинопроизводстве занимается продюсер. Показать саму суть профессии.
Фильм рассказывает нам историю появления на свет шедевра кинематографа: фильма «Крестный отец». В десяти сериях нам рассказывают, с какими сложностями пришлось столкнуться создателями картины, в особенности Элу (Альберту) Радди, продюсеру кинокартины.
Играет его Теллер Майлз, который вообще славится своей неровной игрой, если он работает с посредственными режиссёрами. Однако тут, конечно, не тот случай, и Майлз уверенно играет молодого амбициозного продюсера, который делает всё возможное и невозможное для того, чтобы фильм увидел свет: решает вопросы с мафией, недовольными звёздами, главой студий и да вообще любую проблему, которая может возникнуть в процессе производства.
Одна из самых горьких вещей, которые ты понимаешь после просмотра: да, работа продюсера вот такая: это всегда «умри, но сделай», это "добейся из последних сил", это "найди, выгрызи, соври, обмани, но достань". Это поставить на фильм всё, что есть. Одна проблема: таких продюсеров много, но «Крестный отец» -- один. И никто заранее не скажет, есть ли сыр в конце лабиринта, в котором съемочная группа бежит, как сумасшедшая.
7. Голливуд
Райан Мёрфи совершенно не настроен здесь играть в серьезную драму, он ставит перед собой совершенно другую творческую задачу: рассказать сказку о справедливом мире.
На самом деле, сериал немного напоминает фантазийные серии сериала «Клиника». Ну, там, где они снимают их как утрированный ситком или сказку про прекрасную, но тяжелобольную принцессу, которую доктор Кокс рассказывает своему сыну. В этом сказочном сеттинге даже самые серьезные проблемы решаются, а ответы на самые ужасные вопросы получаются из-за случайного стечения обстоятельств. Вот только в «Клинике» нам всегда показывают в конце эпизода какова была реальность, а в «Голливуде» предполагают что вы сами знаете, как оно вышло на самом деле.
Сериал рассказывает нам, чтобы было, если бы в сороковых годах вместо того, чтобы запрещать чернокожим актёрам присутствовать на церемонии вручения «Оскара», продюсеры набрались смелости и дали бы афроамериканке главную роль по сценарию такого же «цветного» автора; или если бы люди не были вынуждены скрывать свою ориентацию, чтобы пробиться в Голливуде?
И, конечно, звезда и жемчужина шоу – Джим Парсонс, ladies and gentlemen!
Очень хочется советовать смотреть и радоваться алтернативной истории, в надежде научится чем-то на будущее.
8. Оттепель
Весь сериал — это признание его автора, Валерия Тодоровского, в любви к кино как к профессии и образу жизни.
Ещё один ретроспективный сериал в нашей подборке, на этот раз – про советское закулисье.
Валерий Тодоровский, вдохновленный сериалом «Безумцы», решил рассказать историю кинематографа, но времен молодости своего отца, режиссёра Петра Тодоровского. И в этот раз сериал в плане критики советского строя получился у него значительно мягче чем, например, его же «Стиляги». Зато сам дух кино передан совершенно прекрасно.
Скорее всего потому, что атмосфера кино-среды, которую Тодоровский воспроизводил, настолько им любима, что все резкие высказывания в адрес советской власти тонут в этом летнем производственном романе. И невольно замечаешь, что когда у всех в стране одинаково ничего нет, то можешь заниматься любимым делом без оглядки на заработок – ты всё равно получишь не больше и не меньше, чем по штатному расписанию. Так почему бы тогда не повеселится в процессе как следует?
История молодого режиссёра и гениального оператора, которая разворачивается на съемках обычного фильма-агитки про «Девушку и бригадира». Они вынуждены его снимать, чтобы получить разрешение на экранизацию великого сценария своего погибшего друга. Но, чёрт возьми, как уморительно верно показан, например, шок от столкновения с настоящим съемочным процессом вчерашнего студента-вгиковца, который мечтал творить искусство и презирал пошляков-ремесленников! Да-да, там ещё есть обязательный любовный тетраэдр, и уголовное дело с мерзким, слишком похожим на нынешних, следователем. Но всё же главное в сериале – кино. И люди, которые его создают вопреки всем обстоятельствам.
Кажется иногда, что режиссёру просто не хватило места развернутся, так как в сериале всего 12 серий и поэтому даже героям иногда просто н хватает времени медленно меняться, и некоторые сюжетные линии и развитие персонажей происходят стремительно. И всё же сериал определенно стоит смотреть, чтобы примерно увидеть как люди в 60-х снимали наши любимые фильмы.
9. Ночь спорта
Рассказывать про сюжет «Ночи спорта», пожалуй, в меру бессмысленное занятие, потому что это не столько история, сколько кусочек жизни, приглашение в удивительный мир, придуманный Соркиным.
А это более счастливое дитя Аарона Соркина, которое продержалось на экране целых два сезона. Снова рассказ про шоу, на этот раз – про спортивный канал. И лпять этот рассказ и смешной, и грустный – всё, как в жизни. Этому автору вообще прекрасно удаются производственные романы.
В центре сюжета обычная жизнь сотрудников спортивного канала, влюбленных в свою работу. Их отношения, влюбленности, дружба и вражда. Это сейчас для мировой аудитории спорт в списках интересов на третьих позициях, а в конце 90-х спортсмены были звёздами, не сходившими с обложек журналов, и при этом раз за разом показывали сумасшедшие результаты на поле. Поэтому спортивные каналы регулярно собирали вокруг телевизоров сотни тысяч зрителей по всему миру, и особенно – в Америке.
Люди, которые рассказывают про спорт девяностых, делают это самозабвенно и искренне, не отделяя свою жизнь от работы – ещё одна примета времени, никакого вам life-work balance! Поэтому если вы любите спорт, телевидение, или просто хорошие сериалы – вы не пожалеете времени на просмотр.
10. Утреннее шоу
Первый трейлер … никаких ожиданий не внушал, а выглядел как довольно среднестатистическая эфирная драма... И как хорошо, что это оказалось совсем не так. "Утреннее шоу" - очень качественная честная драма на острую тему с прекрасными актерами.
Этот сериал от Apple, технически, не совсем о телевидении. Он про важные темы сексизма, харассмента и того, какого вообще было желать карьеру ведущим 20 лет назад и что изменилось сейчас. Ещё сериал ставит эти вопросы очень хитро, занимая изначально позицию из всех наших сомнений про перегибы и повесточку, а потом постепенно, правильно и за ручку объясняет, что такое плохо.
Но что позволяет сделать этот мир совершенно реальным – это прекрасно показанное закулисье телеканала! Иногда ты вообще забываешь, что Дженифер Энистон, вообще-то, телеведущей никогда не была, и что это не документальная реконструкция. Мы видим живой мир в момент слома, в момент, когда старое уходит и отчаянно сопротивляется. А как тут показана работа продюсера, со всеми взлетами, падениями и получениями всех шишек – это вообще великолепно!
Наверное, самая сказочная часть касается героини Риз Уизерспун, её появления в эфире и отношения с главой телеканала, который периодически являет собой «Бога из машины» и ломает образ самостоятельной взрослой женщины. Поэтому Алекс в исполнении Энистон подчас выглядит более независимой и self-made женщиной, которая действительно полагается только на себя. Но, кажется, создатели изначально хотели добиться немного другого эффекта.
И, конечно, Стив Кэрол. Прекрасная, проникновенная роль, и очень жаль, что таких у него в карьере было пока мало. Трансформация его персонажа через все два сезона просто завораживает.
Второй сезон, кстати, откровенно слабее, чем первый. Не только из-за отсутствия цельной интриги, но и из-за того, что создатели решили рассказать о работе в пандемию и это у них получилось не очень своевременно и актуально. Но в целом можно смотреть и ждать, ждать обещанный третий сезон.
Пожалуй, вот и всё! Самое удивительное наблюдение будет состоять в том, что из шести актёров сериала "Друзья" трое (!) прекрасно сыграли в сериалах про закулисную жизнь телевидения. Им точно было, что рассказать!
Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на канал "Запасаемся попкорном" - подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.
#сериал #дженниферэнистон #чтосмотреть #стивкэрол #лучшиесериалы