Найти тему
Белые одежды

Органическая теория искупления в христианстве

Оглавление

О том, что такое искупление в христианстве можно прочитать здесь.

Существуют три основные теории искупления: юридическая, нравственная и органическая. В этой статье будет рассмотрена третья из них.

Суть Органической теории искупления

Органическая теория делает акцент на восстановлении человеческой природы, её исцелении и обожении. Цель пришествия Христа состоит в том, чтобы исцелить человека и соединить его с Богом.

Грех в православном понимании – это не преступление или оскорбление в юридическом смысле и не просто некий безнравственный поступок; грех – это прежде всего болезнь человеческой природы.

Поэтому и искупление мыслится как освобождение от болезни, как исцеление, преображение и в конечном счете обожение человеческого естества.

Искупительное значение имеет не только Крестная смерть Иисуса Христа, но и каждый момент Его жизни (от Боговоплощения до Вознесения) и само Воскресение.

Огромную важность имеет тема усвоения человеком спасительных плодов подвига Христа. При этом имеет значение не просто освобождение от смерти как от наказания, но и очищение человека через примирение с Богом и личный подвиг.

Сторонники Органической теории искупления

Идеи органической теории искупления очень древние, они были близки даже ветхозаветным пророкам.

Во II в. сщмч. Ириней Лионский сформулировал один из фундаментальных сотериологических принципов святоотеческого богословия:

Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом.

Идеи органической теории Их разделяли большинство отцов Церкви, в т.ч. Василий Великий и Афанасий Великий (4 в.).

Название "органическая теория искупления" появилось поздно, к началу 20 века. Яркими защитниками теории были свмч. Иларион (Троицкий), Владимир Лосский, свящ. Павел Флоренский.

В настоящее время Органическая теория искупления является основной в православном богословии.

Образы искупления в органической теории

1) Образ второго Адама (в святоотеческом богословии) – восстановителя падшего естества человека. Во Христе во всей полноте осуществился замысел Бога о человеке. Все, кто до Христа, – Адам, первое человечество, падшее, ветхое. Те, кто со Христом (Церковь) – второе человечество, искупленное, воссозданное, преображенное, обоженное:

«первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15:45).
«Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15:47).

2) Образ врача, исцеляющего от грехов.

Этот образ представляет искупление как исцеление и восстановление человечества во Христе. Он виделся ещё ветхозаветным пророкам, которые писали о Мессии как о Целителе от скорбей и недугов, например:

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; .. ранами Его мы исцелились» (Ис 53:4-5).
«взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал 4:2).

3) Образ Истины, Света, Пути, Двери в спасение:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6),
«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин 10:9),
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12).

Читайте: Искупление и спасение в христианстве, а также: Юридическая теория искупления и Нравственная теория искупления.