Найти тему

Продвигай и властвуй! Как найти клиентов на зарубежных рынках?

Это, пожалуй, один из самых популярных вопросов у продавцов, интересующихся рынком ближнего зарубежья.

Рассказываем: искать клиентов в ЕАЭС можно абсолютно теми же методами, что и в России. С поправкой на местную специфику. Также рекомендуем посмотреть на то, как действуют ваши местные конкуренты и перенять у них успешный опыт.

Возьмем, для примера социальные сети. В России (по данным ВЦИОМ), среди соцсетей и мессенджеров лидируют WhatsApp, YouTube, «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассники».

В Казахстане картина совсем иная: в лидерах — Twitter и YouTube, на третьем месте Facebook. Также значительные доли рынка приходятся на Instagram, VK и Pinterest . Молодежь и дети в этой стране предпочитают YouTube, WhatsApp и TikTok.

Местные крупные интернет-магазины присутствуют в основном в Instagram, Facebook, YouTube и ВКонтакте, а Telegram чаще всего используется для решения сервисных вопросов с помощью бота. По суммарному количеству подписчиков уверенно лидирует Instagram — их там больше 5,4 млн и на 82% больше, чем на Facebook.

Несмотря на активное присутствие в соцсетях, казахстанские бренды по большей части гонятся за количеством подписчиков, лайков и комментариев. У них довольно однообразный контент-план, где каждый второй пост — конкурсный. А все уже понимают, что конкурсная аудитория — холодная, её мало интересует коммуникация с брендом и продажи.

В Беларуси лидером среди соцсетей в 2021 году был Instagram (аудитория 3,7 млн), на втором месте TikTok (3,08 млн пользователей, прирост — 439 тыс. пользователей каждый квартал). Кстати, 38% интернет-пользователей в Беларуси старше 18 лет можно охватить рекламой в TikTok.

А вот Facebook в этой стране теряет аудиторию: сейчас площадкой пользуются всего 700 тыс. человек. Активное ядро аудитории Facebook в Беларуси потеряло более 100 тыс. пользователей (сейчас их всего 222 тыс.).

Сеть Linkedin по аудитории обогнала Facebook — 730 тыс. пользователей регулярно проводят свое время на этой платформе деловых коммуникаций.

Аудитория Twitter составляет почти 190 тыс. пользователей с тотальным преобладанием мужской аудитории — 78,9% против 21% женщин.

В Армении на первом месте по посещаемости YouTube, на втором месте Facebook. Также здесь любят «Одноклассников», а «ВКонтакте» используют не для общения, а как сервис для прослушивания музыки и просмотра роликов.

В Киргизии наиболее популярными являются Одноклассники, Facebook, Instagram, vkontakte, Tik-Tok, YouTub, Twitter. При этом в «Одноклассниках» сидят все возрастные группы, а на остальных площадках аудитория преимущественно молодая. Местные женщины чаще используют соцсети, чем мужчины.

Что нам даёт эта информация?

Если вы планируете продвигаться в соцсетях, практические всегда вам придется работать с заблокированными в России площадками. А это определенные технические трудности и риски. Из России таргетированную рекламу на них не запустить, так что решением может стать найм местного smm-специалиста, который сможет вести ваши группы и аккаунты, а также настраивать рекламу. Местный сммщик лучше разбирается в локальных трендах, а еще может готовить рекламные посты и вести группы на языке нужной вам страны.

Еще один вариант — обратиться в рекламное агентство той страны, на рынок которой вы планируете выйти.

Если вы всё-таки хотите самостоятельно запустить рекламу, прочитайте вот эту инструкцию по запуску на Facebookпосле блокировки.

Можно использовать контекстную рекламу. На что обратить внимание при запуске контекста?

В странах СНГ около 75% используют поисковик Google, Яндексом пользуются в среднем 17%. В Армении 5% приходится на Mail.ru.

Изучите местный закон о рекламе и правила площадок: можно ли там рекламировать ваш товар, какие есть ограничения? Если вы нарушите правила, объявление отклонят.

Учитывайте менталитет и особенности страны при запуске рекламы. Насколько этичным будет ваш креатив? Не вызовет ли он отторжения у аудитории?

Будьте осторожнее с переводом. Легко играть со словами, если ты носитель языка. У иностранца, даже хорошо знающего язык, намного больше шансов проколоться. И вместо заметного объявления получить слитый бюджет. Так что лучше сделать объявление простым и информативным, чем перемудрить с креативом и потерять деньги.

Еще один вариант продвижения — помощь партнеров, которые уже работают в нужной стране. Например, у Boxberry уже есть хорошая база получателей, живущих в СНГ. Вы можете попасть в рассылку на эту аудиторию со своим предложением.

Какие способы вы уже использовали, а к каким присматриваетесь? Делитесь в комментариях своим опытом.