Как будто своего навалили мало, люди в России озаботились вдруг Тайванем. Что совсем не про нас. Могучий Китай никак не может десантироваться на мятежном острове и наподдать разваливающимся на глазах США. О, ужас-ужас-ужас!
Но дело там длится долго. Не 5000 лет, конечно, – но хотя бы сто последних знать надо.
В Китае легко смогли преодолеть систему карьерных ограничений, существовавшую в СССР. Напомню, в СССР не было наследования власти. Крупным функционерам нужно было расти с пелёнок, и никто им ничего не резервировал. Это касалось не всех этажей, а лишь верхних, но в Китае таких табу нет и помину.
Взять хотя бы... да чего там! – нынешнего председателя Си.
Его отец был близким соратником председателя Мао и приятелем Гао Гана, главы Госплана КНР. Это нашему нацлидеру нужно по капле вдавливать в историю дедушку, который наливал Ленину, а Си такого не треба: чел в своём праве. Ну-у, для долго живущих людей – «принц Госплана».
Кстати, потомственные карьеристы в Китае так и называются – «кронпринцы», их неформальная ассоциация – «партия принцев». Ну, такая ложа. Провинциальная, конечно, на все сто. До такой степени, что многие даже в самом Китае путают себе на грех.
Отец нынешнего отца КНР был из семьи помещиков, и занимал много высоких должностей. «Разрезалки пополам» ему, правда, избежать не удалось, но кто из китайских товарищей её избежал?
Важно то, что в отличие от СССР, в Китае можно было оставшейся в живых, и ползающей слесарем по заводу половине, внезапно снова очутиться в гос- и парт- верхах, до известной степени, это вообще норма. Опалы и возвышения имманентны системе монархической, да и бывших братьев не бывает. Особенно тех, что стояли у руля и имели в реальной иерархии высокие градусы. Дэн Сяопин – пример не исключительный, а самый обыкновенный. В СССР разве что во время войны могли вернуть в строй генерала. Опалу и возвышение Брежнева до сих пор поминают как чудо. А Брежнев в тюрьме «за ошибки» не сидел.
В Китае случаются исключения. Сын одного из «восьмёрки бессмертных», Бо Силай, бывший долгое время кандидатом на пост главы КНР, сидит в тюрьме пожизненно. Но то семья мафиози просто нечаянно края попутала: завалили британского шпиона вымогателя шантажиста бизнесмена. А у того градус был, ясно, выше. Так что китайца понизили (водворили на место, с которого он подпрыгнул), а заодно и остальным «принцам» напомнили, где восседает древний и принятый монарх.
Таким же пополам разрезанным был и отец сегодняшнего Си. Точнее, пилили его неоднократно, но, как кусок морской звезды, он всякий раз наращивал новые мускулы. В 50-х он был членом ЦК и Генсеком Госсовета. Разгон был на рубль, но чел не сумел долететь до краёв во время Большого Скачка. Это, напомню, время 1958 – 62, когда шутники подкинули китайцам идею догнать и перегнать... Великобританию. Вместе с Си до спасения не добрались то ли 15, то ли 55 млн простых китайцев, умерших от голода во время Второй пятилетки.
Тут даже мастера голодоморов из Британии ахнули, и отец с компанией, натурально, пошёл на фабричное перевоспитание, где, наконец, стал рабочим (их в спекулятивной марксистской партии Китая всегда был патологический дефицит, но с английским юмором дело мало-помалу двинулось). Деревенский интеллигент Дэн Сяопин, ставший пролетарием на тракторном заводе незадолго до, вернувшись к власти, сделал Си губернатором ключевой провинции Гуандун. С 1982 снова здравствуйте: член Политбюро ЦК. Человек-то, в общем, правильный... А с кем не бывает.
(Самого Дэна вернул Чжоу Энлай, человек-ключ. Из ключа забил исток КПК. Шутники подчеркнули его градус назначением в потомки ни много ни мало – основателя неоконфуцианства Чжоу Дуньи. В... 33-м колене! Но о нём отдельно.)
В 80-х годах стал одним из либерализаторов Китая. Так что если бы в СССР дело не пустили по жёсткому сценарию, сейчас мы тоже могли бы иметь наследников старых меньшевиков и их реинкарнаций-шестидесятников. Но в России путь что туда, что обратно всегда был круче китайского.
А люди про непотизм в России. На английских китайских товарищей посмотрите!
Впрочем, какие они «товарищи». Это слово сейчас в Китае означает пи..ра. Смысл извратили в Гонконге, то есть, в Лондоне, под пиво и злобный хохоток, в конце 80-х, когда нахрапистые американцы бросились на вынос и распивочно товарищей перекупать. Вот им пол и сменили. Помни об Аламо, товарищ н-на!
По теме: Китай – где у него кнопка