Найти тему

Не останавливайтесь: как построить бизнес так, чтобы он постоянно развивался

Один раз запустить бизнес, а дальше просто делать своё дело и получать прибыль — было бы здорово, но это невозможно. Предприятия не живут в вакууме и зависят от постоянно меняющихся технологий, экономики и психологии потребления, поэтому нам важно постоянно развиваться.

Много лет назад ТЕХНОНИКОЛЬ выбрала стратегию непрерывного совершенствования — и, как показывает опыт, сделала правильно: недавно компания отметила 30-летие — это в два раза больше, чем средний возраст современных крупных предприятий. Делимся опытом и знаниями, которые наработали за это время.

Важно мнение каждого сотрудника

Часто в компаниях решения по улучшению работы всего предприятия вносят менеджеры высшего звена. Остальные сотрудники считают, что это не их ответственность, что у них недостаточно знаний и опыта, что их никто не будет слушать. Такой подход сильно замедляет выявление неэффективных или требующих улучшения процессов, особенно если они заметны только тем специалистам, которые каждый день с ними работают.

Мы в ТЕХНОНИКОЛЬ выстроили такую систему, где внести предложения по улучшению могут все сотрудники: инициатива приветствуется и поощряется. Чтобы это сделать, достаточно заполнить бланк на корпоративном портале или в специальном приложении — его обязательно получат и рассмотрят ответственные менеджеры или руководители подразделений.

Часто так мы получаем информацию о небольших улучшениях, которые не требуют значительных затрат на реализацию, но могут дать ощутимый экономический эффект.

Все проекты должны учитывать стратегические цели компании

Ещё одна боль крупных компаний — разобщённость подразделений. В какой-то момент они начинают работать в отрыве друг от друга и реализовывать проекты, которые учитывают интересы не компании в целом, а конкретных отделов или департаментов. Возможно, на короткой дистанции это может быть эффективно, но, если вы решили играть вдолгую, нужно в первую очередь реализовывать проекты, которые учитывают стратегические цели компании.

Для этого в 2010 году мы создали Проектный офис — подразделение, которое контролирует запуск всех проектов компании, следит за их выполнением и завершением. Чтобы отдел мог охватить такой объём информации, все проекты мы внесли в единую систему, созданную на базе платформы SharePoint. Здесь у каждого проекта есть свой сайт, к которому можно подключиться в любое время и из любой точки мира и где фиксируются все изменения по проекту.

В результате все ответственные сотрудники понимают принципы, по которым происходит управление проектами и выделение на них ресурсов. Информация по задачам не теряется, и спустя какое-то время можно проанализировать затраты на проект и его экономическую эффективность.

Работать над улучшениями важно командой

Даже у умного и дальновидного руководителя рано или поздно «замыливается глаз», и он перестаёт замечать необходимость улучшений либо не видит оптимальных способов их внедрения. Чтобы помочь ответственному сотруднику найти и принять нужное решение, проводим групповые семинары, которые называем штурм-прорывами.

Вот как это работает. Мы собираем команду, в которой есть эксперты, операторы и менеджеры, которые разбираются в вопросе, требующем улучшений, а также сотрудники, не имеющие к нему отношения. Группа работает 5 дней. В первый участники изучают проблему. Во второй — проводят мозговой штурм и фиксируют все, даже самые невероятные предложения. В третий и четвёртый дни они испытывают улучшения, а на пятый — стандартизируют новый улучшенный процесс.

Создавать условия для сплочения коллектива

Улучшения — это изменения, и сотрудники не всегда готовы на них решиться. Часто им проще что-то критиковать, но оставлять всё по-старому, чем заняться оптимизацией процесса. Поэтому важно, чтобы все понимали стратегические цели компании и знали, как эти улучшения будут влиять на её будущее и будущее каждого сотрудника.

Чтобы донести необходимость улучшений, мы регулярно проводим выездные сессии, где в тренинговом формате и неформальной обстановке сотрудники учатся лучше понимать друг друга. Например, играют в игру, где минимальными средствами важно объяснить друг другу принципы бережливого производства. Побеждают те, чья команда сделает это креативнее, ярче и быстрее.