Найти тему

История военной авиации: Озеро Хасан

Картинка из свободных источников. Митцубиси Ki 21 «Salli» (1937 г.)
Картинка из свободных источников. Митцубиси Ki 21 «Salli» (1937 г.)

Военные действия у озера Хасан в 1938 году вошли в историю как самый крупный военный приграничный конфликт между Советским Союзом и Японией. После захвата Маньчжурии в 1931 году (Северо-Восточный Китай) японская сторона систематически нарушала государственную границу СССР. Маньчжурия рассмат­ривалась как плацдарм Японии для расширения своих территорий за счет Советского Союза, Китая и Монголии. Не случайно в этом ре­гионе были сосредоточены значи­тельные вооруженные силы страны- агрессора.

15 мая 1938 года японское прави­тельство предъявило Советскому Союзу свои требования на возвраще­ние части территории в районе озе­ра Хасан — высоты Заозерная и Бе­зымянная. После полученного отве­та о беспочвенности «требований» 29 июня японские войска внезапно вторглись на советскую территорию и захватили высоты. После ожесточенных боев 9 авгу­ста советская территория была пол­ностью освобождена. В канун боевых действий соотно­шение сил и средств было в пользу советской стороны. На 5 августа груп­пировка японских войск насчитыва­ла 20 000 солдат. Она включала в себя: 19-ю пехотную дивизию, пехот­ную бригаду, два артиллерийских полка, отдельные подразделения. Со­ветские войска имели группировку численностью 32 860 человек. В нее вошли 40-я и 32-я стрелковые диви­зии, 2-я отдельная механизированная бригада, стрелковый полк, 39-й стрел­ковой дивизии, 121-й кавалерийский полк, 39-й корпусной артиллерий­ский полк. Авиация насчитывала 180 бомбардировщиков и 70 истребите­лей. К боевым действиям были гото­вы также корабли, авиация и берего­вая оборона Тихоокеанского флота. В военном конфликте с советской стороны активное участие принима­ла авиация. Были задействованы сле­дующие силы: приморская авиагруппа,

авиация 3-й армии особого назначе­ния,

авиация Тихоокеанского флота.

В советских военно-воздушных силах района боевых действий нахо­дились все типы самолетов, стоявшие в то время на вооружении Красной Армии: тяжелый бомбардировщик ТБ-3, фронтовой бомбардировщик СБ, штурмовики Р-5, Р-10, истреби­тели И-15, И-16. Авиацией Красной Армии в боях у озера Хасан коман­довал комбриг П. В. Рычагов.

На вооружении японских военно- воздушных сил стояли многие типы самолетов выпуска 1930-х годов.

Одномоторные бомбардировщики:

Ki 30 (1937 г.)

Ki 32 (1937 г.)

Двухмоторные бомбардировщики:

G2H1 (1935г.)

Ki 1/II (1933 г.)

Ki 20 (1929 г.)

Ki 21 (1937 г.)

G3M1 (1935 г.)

Koken (1937 г.)

Морские:

D1A2 (1936 г.)

B5N1 (1937 г.)

Е7К1 (1933 г.)

Н6К2 (1937 г.)

В Приморье Советские ВВС представляли собой сильную группировку:

48-я штурмовая бригада. Самоле­ты Р-5, Р-10;

69-я истребительная бригада. Са­молеты И-15, И-16;

25-я скоростная бомбардировоч­ная бригада. Самолеты СБ;

несколько разведывательных авиа­эскадрилий. Самолеты Р-3 ст;

около десяти отдельных отрядов и звеньев,

части ВВС Тихоокеанского флота; авиация 3-й армии особого назна­чения (АОН-3). Помимо других типов самолетов на вооружении стояли так­же ТБ-3, ДБ-3.

Японские военно-воздушные силы насчитывали 70 самолетов различных типов, располагались на аэро­дроме Хунь Чунь.

Истребители:

Ki 27 А (1937 г.)

И-96 И-97

На вооружении находились так­же и другие самолеты, в том числе иностранные, и отечественные с низкими тактико-техническими ха­рактеристиками («Кавасаки-88»), некоторые типы самолетов имели неплохие летные данные. Напри­мер, одномоторный бомбардиров­щик Митцубиси Ki 30 имел ско­рость полета 432 км/ч и мог брать на борт 400 кг бомб.

Передовую группу военно-воздушных сил составляли самолеты разных типов:

21 штурмовик ССС. Аэродром Шкотово;

15 истребителей И-15. Аэродром Августовка;

12 бомбардировщиков СБ. Аэро­дром Кневичи;

31 истребитель И-15. Аэродром Заимка Филлиповского.

Первая бомбардировка японских позиций авиацией Красной Армии была проведена 1 августа. В этой операции участвовало 4 эскадрильи. В боях у озера Хасан применялись авиационные бомбы АО-8 и АО-10, а также фугасные ФА5-50, ФАБ-100.

Боевые вылеты советских самоле­тов за десять дней: ТБ-3 — 41, СБ — 346, ССС —53, Р-3ем —29, И-15 - 534, И-16—25.

Потери советских ВВС: один СБ, один И-15, 29 самолетов получили повреждения, несколько машин было по­теряно по небоевым причинам.

Японские военно-воздушные силы в боях у озера Хасан не участвова­ли, ограничивались выполнением не­многих разведывательных полетов.

События на Халхин-Голе вошли в историю как крупный военный конфликт, спровоцированный японской стороной. 11 мая 1939 года соединения Квантунской армии атаковали пограничные заставы Монголии и оттеснили их войска к реке Халхин- Гол. Поводом для вторжения япон­ских войск на сопредельную терри­торию явилось «справедливое» раз­решение пограничных спорных вопросов. Государственная граница между Монголией и Маньчжоу-Го фактически проходила восточнее реки Халхин-Гол, японские власти требовали установить границу по са­мой реке.

По просьбе монгольского прави­тельства, части Красной Армии были вынуждены вступить в вооруженную борьбу против войск агрессора.

Военная помощь была оказана в соответствии с протоколом взаимопомощи 1936 года. Протокол был подписан 12 марта в Улан-Баторе, срок действия был определен на 10 лет. Согласно протоколу в случае угрозы нападения на СССР или Мон­голию со стороны третьего государ­ства обе стороны должны «принять все те меры, которые могли бы по­надобиться для ограждения безопас­ности их территории». В случае во­енного нападения на одну из сторон правительства СССР и Монголии были обязаны «оказать друг другу всяческую, в том числе и военную, помощь». История показала, что обе стороны честно выполнили положе­ния, определенные в протоколе 1936 года: советская сторона оказа­ла помощь Монголии в вооруженном противостоянии на реке Халхин-Гол, Монголия — Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны.

Помощь Советского Союза была определяющей — агрессор отказал­ся от своих притязаний на чужую территорию. 15 сентября 1939 года в Москве было подписано советско- японское соглашение о прекращении боевых действий в районе реки Хал­хин-Гол. Граница была полностью восстановлена. Подписанию согла­шения предшествовало официальное обращения японского правительства.

К июлю командование Квантун­ской армии сосредоточило на Хал­хин-Голе 38 000 солдат, 135 танков, 310 артиллерийских орудий и 225 самолетов.

Этой группировке проти­востоял 57-й особый корпус под командованием (с 7 июля) комкора Г. К. Жукова. К началу основных событий группировка значительно усилилась, она уже насчитывала: 57000 личного состава, 498 танков, 542 артиллерий­ских орудия, 525 боевых самолетов.

Японская группировка имела 6-ю отдельную армию под командовани­ем генерала Огису Риппо, она вклю­чала в себя 7-ю и 23-ю пехотные ди­визии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка, маньчжурскую бри­гаду, три полка баргутской кавале­рии, два инженерных подразделения. Японская сторона име­ла 75000 солдат и офицеров, 500 ар­тиллерийских орудий, 182 танка, 500 самолетов.

Первая армейская группа Г. К. Жукова имела в составе: 57 тыс. сол­дат, 498 танков, 542 артиллерийских орудия, 505 самолетов.

Потери на реке Халхин-Гол были велики. Советские войска потеряли только убитыми 6831 человек, еще 1143 пропали без вести, ВВС поте­ряли 159 человек, из них 129 летчи­ков.

В начальный период боевых дей­ствий превосходство японских летчи­ков над советскими было подавляю­щим. Маршал Г. К. Жуков в книге «Воспоминания и размышления» пи­сал: «...в начале кампании японская авиация била нашу авиацию. Их са­молеты превосходили наши до тех пор, пока те не получили улучшенной «Чайки» и И-16. Когда же к нам при­была группа летчиков — Героев Со­ветского Союза во главе со Смушкевичем, наше господство в воздухе стало очевидным».

В этих строках, по сути, сказано о просчетах высшего военного командования Красной Армии и Военно- Воздушных Сил: не «те» самолеты стояли на вооружении, не «там» они находились, не «теми» летчиками были укомплектованы полки. Ис­правлять тяжелое положение уже в ходе боев — мера вынужденная, и она дала свои результаты.

В начале военных действий на Халхин-Голе в боях участвовала лишь 100-я авиационная бригада, в соста­ве которой было два полка — истребительный и бомбардировочный. Бри­гада была подчинена непосредствен­но командованию 57-го особого корпуса.

Этой авиации было явно недоста­точно для ведения боевых действий против японских военно-воздушных сил, имевших в районе боевых дей­ствий несколько сотен самолетов. 23 мая из Забайкальского военного округа на полевой аэродром близ Баян-Туменя прибыл 22-й истребитель­ный полк, насчитывавший 63 самоле­та И-15 и И-16. Через несколько дней

был переброшен также бомбардиро­вочный полк — 59 самолетов СБ. В июне на полевых аэродромах Мон­голии в районе Мамцак—Булак и Халхин-Гол было сосредоточено 150 истребителей и 116 бомбардировщиков. Японская сторона имела в этом районе 125 истребителей и 140 бом­бардировщиков. На усиление военно- воздушных сил группировки совет­ских войск поступали тяжелые бом­бардировщики. Из Северо-Кавказского военного округа прибыла эскадрилья самолетов ТБ-3 под командованием старшего лейтенанта Н. Ф. Гастелло. В район боевых действий поступали истребители И-153 «Чайка» и И-16 более поздних серий — модернизи­рованных, с улучшенными боевыми характеристиками. Так, И-16 имел на вооружении уже не 2, а 4 пулемета. На Халхин-Гол было направлено так­же 5 истребителей И-16, имевших на борту неуправляемые ракеты класса «воздух—воздух». Этой группой са­молетов командовал капитан Н. И. Звонарев.

Крупным недостатком, влияв­шим на боевые возможности совет­ских самолетов, было отсутствие бортовых радиостанций. В этом случае ни о какой согласованности и четкости взаимодействия в боях и речи быть не могло. Передача ин­формации покачиванием крылом, взмахи рукой были единственными средствами общения в полете. Вме­сте с тем все японские самолеты были оборудованы радиостанция­ми, а командиры имели постоянную и надежную связь со своим команд­ным пунктом. Воздушные бои на Халхин-Голе начались в конце мая.

Массивный воздушный удар по позициям монгольских и советских войск японская авиация нанесла 28 мая. Группа самолетов (40 еди­ниц) нанесла бомбовый удар по скоп­лению войск на переправе через реку Халхин-Гол. Японская сторона в тот день потерь не понесла. В июне интенсивность воздушных боев возросла. Обе воюющие сторо­ны в операциях использовали груп­пировки в несколько десятков само­летов. 22 июня произошел воздушный бой, в котором с советской стороны участвовало 105 самолетов, с япон­ской —120. В этом бою японцы по­теряли 31 самолет, потери советской стороны составили 14 самолетов (данные из советских источников).

24 и 25 июня в воздушных боях участвовало по 50—60 самолетов с каждой стороны. По советским дан­ным, с 22 по 28 июня потери самоле­тов с японской стороны составили 90 единиц, с советской, за этот же пери­од — 38.

Большие потери советских самоле­тов в воздушных боях являлись результатом целого комплекса причин: находящиеся на вооружении са­молеты первых серий выпуска И-15, И-16 уступали по своим тактико-техническим характеристикам япон­ским истребителям (И-96, И-97). Эффективность огня была низкой (2 пу­лемета под винтовочный патрон; 7,62 мм);

летное мастерство советских лет­чиков находилось на недостаточном уровне. Расчет на беззаветную пре­данность, на храбрость не оправдал себя, нужны были умение и опыт;

были серьезные отставания в ру­ководстве организации летной рабо­ты, в управлении, в системе боевого применения. Так, поочередный взлет самолетов (эскадрильи, полка) и их сбор занимал много времени. Имели место случаи, когда при взлете само­леты подвергались атакам со сторо­ны японцев.

При встрече с противником строй самолетов рассыпался, каждый лет­чик действовал по своему усмотре­нию, часто разрозненно. Здесь нару­шался основной принцип ведения воз­душного боя, разработанный еще во время Первой мировой войны (Бель­ке), по которому основной тактичес­кой единицей была пара (ведущий, ведомый). Имели место и другие не­достатки: слабое знание летчиками района боевых действий, недостаточ­ное внимание воздушной разведке, сбои в материально-техническом обеспечении, небоевые потери.

Чтобы исправить создавшееся тя­желое положение, нужны были дополнительные и срочные меры, и они последовали. На Халхин-Гол стали поступать самолеты последних типов, с более высокими тактико-техническими характеристиками.

29 мая из Москвы на Халхин-Гол вылетела группа (48 человек) опыт­ных авиаторов. Через несколько дней самолет «Дуглас» с находившимися на нем пилотами приземлился на аэродроме Тамцак-Булак. Среди прибыв­ших был заместитель начальника ВВС Красной Армии Герой Совет­ского Союза комкор Я. В. Смушкевич. Прибыли также Герои Советского Союза комбриг С. П. Денисов, пол­ковники Н. С. Герасимов, А. И. Гусев, И. И. Душкин, И. А. Лакеев, В. И. Шевченко, майоры С. И. Грицевец, В. В. Зверев, П. Т. Коробков, Г. П. Крав­ченко, капитан О. Н. Боровков. С это­го дня командующим военно-воздушными силами 57-го особого корпуса стал Я. А. Смушкевич. Благодаря при­нятым мерам положение в военном небе Халхин-Гола удалось исправить. Советские летчики добились выпол­нения главной задачи — господства в воздухе.

Японская авиация потеряла 646 самолетов (562 истребителя, 46 бомбардировщиков, 32 разведчика, 6 транспортных самолетов). Поте­ри Советских Военно-Воздушных Сил: 207 самолетов, из них 160 ис­требителей, 47 бомбардировщиков и разведчиков. Двадцать два летчи­ка за бои на Халхин-Голе получили звание Героя Советского Союза, трос — С. И. Грицевец, Г. П. Кравченко, Я. В. Смушкевич стали дваж­ды Героями.

В боях на Халхин-Голе лучшим летчикам не удалось превысить ре­корд воздушных побед в Первую мировую войну, одержанных не­мецким асом. Рекорд «Красного ба­рона» (Рихтгофен сбил 80 самоле­тов) продержится еще несколько лет. Близок к его числу побед был лишь японский летчик Синохара. Он в боях при Халхин-Голе сбил 58 со­ветских самолетов, сам погиб 27 ав­густа 1939 года. Лишь во Второй мировой более 250 немецких лет­чиков, несколько японских и один финский, преодолеют «норму» — 80 самолетов.

О боевых потерях данные совет­ской и японской сторон различают­ся. Японцы заявили о 1260 воздуш­ных победах, то есть в шесть раз больше, чем объявило советское ко­мандование (207). Япония потеряла, по их данным, 216 самолетов (в три раза меньше, чем сообщено советс­кой стороной — 660).

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.