Найти тему
Тот самый «Епихин»

Простота - признак мастерства

Да, я не опечатался и этот принцип я применяю практически всегда в своей педагогической практике. Основная суть его заключается в том, что тем выше твой педагогического мастерства, тем проще ты можешь объяснить и донести свой предмет аудитории.

Мы сталкиваемся не редко с педагогами, особенно этим грешат высокостатустные профессора и академики, который относится к аудитории, как к собранию себе (по статусу) подобных. Лестно, конечно, но не понятно.  В итоге, создается впечатление, что к Вам прилетел на лекцию инопланетянин и что-то там на своем тарабарском терминологическом пытается вещать. Не исключаю, что кому-то нравится такое изложение - мол, вон какой у нас умный и начитанный лектор - термин на термине сидит и термином погоняет - «флуктуации эзотерики в микродисперсном пространстве эфира» - божечки, как же это прекрасно! Соглашусь, что это вызывает восторгали, но до того момента, когда тебе нужно это дисциплину сдавать в виде экзамена, поскольку за прекрасной лексикой основную суть нередко сложно уловить(ну, или я всегда был туповат до мгновенного запоминания терминов). Приходится лезть в литературу и фактически по-новой все перелопачивать. Возможно, в какой-то степени это полезно, но, на мой взгляд, не в современных реалиях, когда научное знание скоро будет обновляться чуть ли не каждый день. Сейчас действительно важным я считаю - получить хороший и понятный костяк (основы доступным языком) и на него уже впоследствии накидывать новые и новые пласты информации.

У меня были такие сложносочиненные педагоги и их предметы мне давались сложнее всего. Учитывая, что моя специфика восприятия заключается в попытке углубиться в суть предмета досконально и понять это на уровне простых материй - для меня важен коннект с преподавателем и его возможность объяснить сложное просто. А я с такими педагогами это еще более проблематично, поскольку они зачастую не приемлют никакого другого объяснения, которое у них «въелось» в подкорку мозга и осталось там на года незыблемо.

Именно поэтому я, оказавшись в вузе, стал использовать для себя за правило принцип: «проще - лучше». Конечно уровень «простоты» зависит от аудитории - и для этого я всегда с удовольствием соглашался на лекции для совершенно «разношерстной» аудитории - от школьников и до ведущих инженеров предприятий, от закостенелых буровиков до представителей отделов продаж, для которых «бурение = качать нефть нефтяной водокачкой». Работа с разнородной аудиторией позволяет адаптировать свое повествование в максимально понятной и простой форме. Да, чем проще ты объясняешь, тем замедляется скорость твоего же повествования, поскольку приходится чаще заострять внимание на отдельных моментах, но это тоже не беда - иногда частности можно опускать и говорить «в общем» - если аудитории кроме общей информации особо ничего не понадобится.

А еще я люблю приводить примеры в одухотворенной форме - то есть «оживлять» неживые предметы во время лекции. Например, когда я рассказываю, как долото разрушает горную породу, то я его называю «ленивым, как и все сидящие в аудитории». А что делает ленивый человек? Всегда ищет путь наименьшего сопротивления! Вот так и долото работает - если ему позволить работать неориентированной, оно разрушает ту часть забоя, которая будет более податливой.

Очень люблю я на лекциях использовать и простые для понимания образы - например, когда я рассказываю, как движется газ в закрытой (загерметизированный) скважине, где он скапливается и как происходит выброс из скважины,  то предлагаю заранее купить студентам по бутылке газировки на парту и вместе мы проводим аналогию между движением пузырьков газа в бутылках и перемещением газа в скважине. Мы трясем бутылку закрытой, смотрим на пузырьки, потом снова трясем бутылку и резко открываем ее, чтобы все пролилось - в этот и состоит принцип выброса на скважине.

Причем, я это провожу не только со студентами техникума, но и со студентами вузов, со слушателями от организаций, которые имеют уже опыт в бурении. Учитывая, высокую эмпатию со стороны аудитории на такие мероприятия - я понимаю, что это рабочая схема. Кроме того, это отражается потом и на результатах решения задач или выходных тестирований по заданным темам.

А еще мне нравятся такие методы работы, потому что это заставляет меня более творчески подходить к процессу обучения, постоянно ломать голову, быть наблюдательным в обычной жизни и постоянно думать как интереснее и полнее донести информацию в головы. Кто-то скажет, что таким образом я «разжёвываю информацию» и не заставляю студента думать. Вопрос в другом - а нужно ли заставлять думать при объяснении простого или лучше «разжевать» и заложить понимание процессов и систем для решения более сложных задач? Если построить мощный и крепкий фундамент понимания физической сути процесса, например, то любые вторичные процессы, явления и законы, на нем базирующиеся будут поняты намного лучше. Как говорит молодежь - ИМХО!

Просто Ваш

Тот самый Епихин

#епихин #педагогика #образование #студенты