Найти тему
Владимир Гордеев

Центурион (2010, Великобритания, костюмный боевик): Промашка Маршалла

Все как обычно: Нил Маршалл снова играет в оловянных солдатиков (его дебютным фильмом были "Псы-воины"). Но, скажу прямо: "Центурион" разочаровал. А ведь я возлагал на Маршалла большие надежды. Однако мальчик вырос и превратился в унылого ремесленника.

Короче. "Центурион" – очень средний костюмный боевик, который, в случае Маршалла, отличается лишь полным отсутствием оригинальных постановочных решений, сюжетных ходов, вдобавок, и звук так себе. И снят неинтересно, за исключением живописной, особенно в плане постановки света, сцены в лесу: два разведчика наблюдают за тем, как Ольга Курыленко гарцует на коне на противоположной стороне реки.

Кадр из фильма "Центурион" (2010)
Кадр из фильма "Центурион" (2010)

Можно также отметить несколько эффектных случаев насильственной смерти: скачущий на коне римлянин прихватывает за волосы пикта и – башкой его об дерево, так что череп разлетается брызгами; римлянина нанизывают на копье, он атакует противника спиной и пронзает его остриём; и т.п…

Некоторый интерес вызывает композиция фильма. В фильмах такого жанра принято, что кульминацией является масштабная батальная сцена. И, естественно, она происходит в финале.

Кадр из фильма "Центурион" (2010)
Кадр из фильма "Центурион" (2010)

В "Центурионе" же кульминационная батальная сцена, как раз связанная с "исчезновением" девятого легиона, происходит в начале. В дальнейшем сюжет развивается следующим образом: горстка выживших бойцов пытается добраться до своих, а их преследует горстка пиктов со следопытом Курыленко во главе. Кульминация как таковая отсутствует.

На самом деле, подобное "распределение зрелищных сцен" мы уже видели в "Гладиаторе" Ридли Скотта. Военный триумф (у Маршалла – поражение) в начале, а потом – частные мытарства героя (у Маршалла вместо героя-одиночки фигурирует команда, но это его стандарт). Вообще у меня нет сомнений, что Нил Маршалл вдохновлялся костюмными боевиками Скотта. Особенно это подчеркивает финальная сцена. Герой фильма возвращается в лес, к ведьме из рода пиктов. Она хватает его в объятия, на них падает косой солнечный свет, и экран начинает лирически застилаться белыми хлопьями вроде "парашютов" одуванчиков или тополиного пуха (трейдмарк Скотта).

Кадр из фильма "Центурион" (2010)
Кадр из фильма "Центурион" (2010)

Маршалловский "Центурион" не содержит элементов фантастики, и это настоящий сюрприз. Кстати, неприятный. "Сверхъестественный" нюх Курыленко оказывается не сверхъестественным, — на это с простодушной прямотой указывают персонажи-римляне; да и ведьма разоблачена. Маршалл, видимо, забыл, что его собственный "Спуск" обрел второе дыхание как раз тогда, когда в сюжет ворвались загадочные подземные твари…

Оценка: 5,0 из 10.

Режиссер и автор сценария: Нил Маршалл.
Оператор: Сэм МакКёрди,
Композитор: Илан Эшкери.

В главных ролях: Майкл Фассбендер, Ольга Курыленко, Доминик Уэст.
В ролях: Ноэль Кларк, Дэвид Моррисси, Джей Джей Филд.

Кадр из фильма "Центурион" (2010)
Кадр из фильма "Центурион" (2010)

Читайте также в моем канале:

Спуск (2005, Великобритания, фильм ужасов): Спелеология - зло, или Телки против слепых подземных монстров
Владимир Гордеев30 января 2023