Всем доброго дня! Сегодня у меня будет довольно нестандартная тема для моего канала, однако она, на мой сугубо личный взгляд, очень важна. Сериал "Место встречи изменить нельзя" приобрел воистину культовый статус у зрителя, многие люди пересматривают его чуть ли не каждый год, причем делают они это не из-за того, что фильм крутят по телику на Новый Год, а по собственному желанию.
Многие фразы из этого произведения стали крылатыми, а образы узнаваемы настолько, что, пожалуй, и говорить-то об этом не стоит. Это произошло по многим причинам, я не буду сейчас об этом рассказывать, так как не вижу особого смысла, однако давайте мы с вами обсудим вот какую тему...
Почему Шарапов, несмотря на то, что именно он является главным героем фильма, имеет гораздо меньшую популярность в народе, нежели, по сути дела персонаж второго плана, - Жеглов. (Это легко доказать по количеству экранного времени и даже по титрам первой серии, где именно Шарапов в исполнении Конкина стоит на первом месте. Со второй серии эта ситуация изменилась, так как люди с гораздо большим вниманием следили за Жегловым, однако первая серия, в данном случае, - очень яркий показатель).
А между тем это показало одну из самых тяжелых болезней нашего общества - любовь к "справедливому" беззаконию и "справедливой" жестокости. Вот хоть убейте меня, но это так. О Жеглове замечательно сказал Иван Сергеевич Груздев: "Этот человек людей за мусор считает. Он через любого, если нужно будет, перешагнет".
Мне многие скажут: но посмотрите как он готовился к спасению Шарапова! Да, готовился. Потому что убивать Шарапова ему нужды не было, а напротив, была нужда спасти ценного, талантливого сотрудника. Но прислушался ли он к Шарапову, когда тот кричал не стрелять в Левченко? То-то и оно.
Фильм показывает столкновение двух эпох - эпохи милосердия и эпохи войны. Эпоху войны олицетворяет Жеглов, эпоху милосердия - Шарапов. Жеглов в своем итоге убивает человека, а Шарапов усыновляет ребенка.
Люди очень часто осуждают Шарапова за тот самый упрек с кошельком, однако он прав. Если законом затыкать дырки, то не закон это будет, а кистень. Мне многие скажут, что Шарапов - это неопытный сотрудник, который еще не видал жизни и ему еще многому предстоит научиться. Однако... Посмотрите-ка на его грудь. Вспомнили "иконостасик"? У Шарапова, как бы страшно это не звучало, было гораздо больше поводов ожесточиться, нежели у Жеглова. Видеть разграбленные и сожженные деревни времен Второй Мировой - далеко не то же самое, что ловить преступников в это же время в Москве (хотя и это, безусловно, очень опасная и серьезная работа).
На переломе эпох нос к носу столкнулись два типа людей: Шараповы и Жегловы. Жегловы понравились людям больше, ведь их законы понятны и просты - зуб за зуб, глаз за глаз, вор должен сидеть в тюрьме, а Левченко обязан быть убитым. А Шараповым быть тяжело... Тяжело, имея в своем распоряжении огромный статус и положение в обществе (ротный командир разведки, ветеран, Герой Советского Союза, Орден Отечественной войны и тд.), имея любимую девушку, имея возможность и право отказаться от задания, пойти на огромный риск, для общего дела. Тяжело проявить милосердие и сострадание к другому человеку, тяжело любить и верить в людей, пройдя четыре года настоящего ада. Гораздо легче же быть Жегловым - преданным служакой, с общественно-одобряемыми взглядами на мир и преступников.
Резкая ли эта статья... Возможно... Но пора бы уже России прекратить восторгаться Жегловым, перейдя в ту самую эру милосердия, о которой говорил один умный старичок на кухне. Я бы даже сказал, что уже просто катастрофически необходимо пересмотреть свои взгляды на Жеглова и на Шарапова.