На просторах нашей необъятной Родины блэк-метал появился в период его мирового расцвета, инициированного норвежскими формациями, то есть ближе к середине 90-х. Всё началось с того, что в 1993 году в Новомосковске зародилась собственная сцена. Конечно, единичные исполнители встречались и в других местах, но то были в основном «недолгожители», ныне погребённые глубоко в андеграунде.
Итак, ранняя русская блэк-метал сцена создана усилием объединения BlazeBirth Hall, сформированного по типу норвежского «Чёрного Круга». BlazeBirth Hall (сокр. BBH) состоял из нескольких проектов, управляемых в основном одними и теми же музыкантами. Ключевая фигура круга - мультиинструменталист Кальдрад.
«A Stormride» с данного релиза
В BlazeBirth Hall в разное время входили Forest, Branikald, Raven Dark, Nitberg, Rundagor, Vargleide, Wotan Sølv и Yggrassil. Стиль оных формаций сырой и монотонный, нередко с элементами эмбиента. Больше всего в нём прослеживается влияние Burzum и Darkthrone, но у BBH находились и некоторые особенности, основной из которых следует назвать скальдический чистый вокал Кальдрада.
«Тенью над землёй» с данного релиза
«Dissolving in Mysteries» с Raven Dark «Autumn Roar», 2006
Период наибольшей активности BlazeBirth Hall пришёлся на 90-е и начало 2000-х. Со временем объединение сбавило обороты, и в 2010-х статус круга стал формальным, ибо деятельность проектов прекратилась. В 2019-м в результате ДТП погиб Кальдрад, что окончательно похоронило BlazeBirth Hall. Среди наиболее заметных исполнителей начала и середины 90-х следует упомянуть Thy Repentance, игравшего атмоблэк по типу BBH, но не принадлежащего той организации.
«Звоном молотов зови» с данного альбома
«Sorcery / Inseparable Story» с Thy Repentance «Ural Twilight Autumnalias», 1995
В 1993 году сформировались Satarial, стиль которых пребывает окрест фолк-/симфоник-блэка, далёкого от чернушных канонов. Любопытно, что в середине 2000-х они на время отойдут от подобного звучания, приобщившись вообще к индастриал-металу мэйнстримного толка. В конце 90-х Satarial принадлежали к объединению Black Metal Union вместе с менее известными Mor, T.H.R.O.N. и Norgard. Конечно, тот круг не сравнится по востребованности и влиятельности с BBH, а фигура Satarial зачастую не воспринимается всерьёз поклонниками блэка, но, так или иначе, Satarial явились одними из первопроходцев подобной музыки в наших краях.
Заглавная композиция данного альбома
Во второй половине 90-х русский блэк перестал быть редкостью. Тогда свои первые полноформатные альбомы обнародовали Old Wainds, Ashen Light, Rossomahaar, Rakoth, Radigost, Blackdeath. Как можно заметить, атмосферик-, симфоник- и пэйган-блэк были в почёте на ранней русской сцене не меньше, чем классическая ветка звучания.
«In Frozen Forest» с данного альбома
«The Apocalyptic Sacrifice» с дебютника Blackdeath, «Saturn Sector», 1998
«The Dark Heart of Uukrul» с альбома Rakoth «Planeshift», 1999
«The Cry of Desolated Souls» с дебютника Radigost, «Nocturne», 1999
«Второе рождение» с Ashen Light «Песнь Велеса», 1999
Заглавная композиция Rossomahaar «Imperium Tenebrarum», 1999
Сцену 2000-х можно смело назвать многочисленной. Помимо групп, заявивших о себе в прошлом десятилетии, знаковые релизы выпускали Ithdabquth Qliphoth, Black Shadow, Крада, Bloodrain, Stielas Storhett, Meti Bhuvah, Beyond Ye Grave, Navjarmaahr, Кобь и многие другие. Такие формации, как Темнозорь, Walknut и M8l8th, обрели широкую известность за рубежом.
«Под звездой Люцифера» с данного альбома
«Чернокрылый предвестник армагеддона» с Black Shadow «Конец света», 2004
«Вольницей в просинь ночей» с одноимённого альбома в исполнении Темнозорь, 2005
«Gräfin Dämmerlicht» со Stielas Storhett «Vandrer...», 2006
«Come, Dreadful Ygg» с Walknut «Graveforests and Their Shadows», 2007
«Your Fucking Creation Is Bleeding Away» с Ithdabquth Qliphoth «Fyre Walk with Me», 2008
«Грязь» с заглавного альбома Meti Bhuvah, 2008
«Война (Burzum cover)» с альбома Крада «Аз есьм огонь!», 2009
Никуда не делась идея создавать объединения. Среди прочих, сформировался круг Stavropol Nekrodivizion, основными представителями которого являются Baal Zebuth, SS-18, Misanthropic Art.
«Beyond the Last Circle» с данного альбома
«So Cold...» с Misanthropic Art «Lifeless Nothing», 2008
«Post-Apocalyptic Phoenix Cult» с альбома SS-18 « Nuklearpteryx», 2014
В 2010-х примечательные работы нашлись у Hibod, S6r6th6, Псалом 666, Djur, Second to Sun, Grima, VTTA, Todestriebe, Veter Daemonaz, Asmund, Grey Heaven Fall, Thanatomass. Огромную востребованность за пределами России нашёл блэк-/дэт-метал коллектив Pseudogod.
Живое исполнение Todestriebe «Christian Slut» с альбома «...Scream, Pray, Beg...», 2012
«Azazel» с Pseudogod «Deathwomb Catechesis», 2012
«Тифон Сет» с миньона S6r6th6 «Solexsules», 2015
«The Lord Is Blissful in Grief» сGrey Heaven Fall «Black Wisdom», 2015
Заглавная композиция миньона Veter Daemonaz «Триvмф», 2017
«Там, где небо глубже» с VTTA «Там? Где!», 2018
«Devil» с Second to Sun «Legacy», 2019
«Enisey» с Grima «Will of the Primordial», 2019
«Darkest Conjurations» с одноимённого миньона в исполнении Thanatomass, 2019
Сегодня не перестают появляться новые творения в исполнении как ветеранов, так и молодых деятелей. Из относительно недавних вещей, достойных внимания, необходимо упомянуть работы таких формаций, как Gwarloth и Morgenstern, а также представителей очередного круга, «Псковского Братства», куда входят Леший, Крошка Нетопырь и Малыш Мёртвая Голова, Крюкокрест и другие.
«Crushing the Spiritual Prostitute» с миньона Morgenstern «The Golden Chain», 2020
«Триумф хаоса» с Gwarloth «Поклонение древнему злу», 2021
«Кусва» с дебютного демо в исполнении проекта Крошка Нетопырь и Малыш Мёртвая Голова, 2021
«Васиздас» с альбома «Домовина» в исполнении формации Крюкокрест, 2021
В плане новаторства блэк-метал России, конечно, отстаёт от сцен Скандинавии и многих других стран Европы, но жизнь внутри русской сцены бурлит без намерения затихнуть. Хоть у нас находятся в основном нишевые формации, определённые исполнители всё равно сумели заполучить культовый статус не только дома, но и за рубежом. В этой статье упомянуты далеко не все заслуживающие внимания группы и проекты, ибо от многообразия разбегаются глаза, но для формирования общего представления о русском блэке сей очерк подойдёт.
Рецензии на альбомы русских БМ-исполнителей:
Forest «Заревом над прахом» (1997)
S6r6th6 «Inverted Triangle» (2020)
Gwarloth «Поклонение Древнему Злу» (2021)
#black metal #extreme metal #метал музыка #рок #музыка #музыкальные альбомы #обзоры