Бывают у меня под статьями комментарии, в которых говорятся общие, и так понятные слова, а конкретики никакой. Чтобы в учителя пошли умные и активные люди, администрация и родители перестали предъявлять невероятные претензии, а дети сразу бы начали учиться, предлагают вот это самое: поднять престиж профессии учителя.
А что для этого сделать конкретно - не предлагают.
Как этого достичь - поднять престиж профессии?
Ходить по городам и сёлам с транспарантами "учителя - молодцы"?
Повышать зарплату до заоблачных высот?
Снижать нагрузку?
Все эти предложения, которые на первый взгляд действительно могут чем-то помочь, не выдерживают никакой критики. Сразу ведь возникает вопрос: за чей счёт этот банкет, кто оплачивать будет? И если зарплату поднять, может, и удастся (за счет, скажем, введения нового налога на детей в возрасте от 7 до 18 лет), то за счёт чего снижать нагрузку - вообще непонятно. Ведь чтобы учителя вели не 36 уроков в неделю в классе по 32 человека, а по 18 часов в классе по 16 человек, нужно вчетверо(!) увеличить количество учителей (не детей же уменьшать). А в учителя очередей не наблюдается, чтобы увеличить количество учителей, нужно сперва поднять престиж профессии. Круг замкнулся: с разума начали, разумом кончили.
Но самое главное тут другое. Никакие транспаранты, никакие зарплаты не помогут в формировании престижа, если ребенок будет приходить домой, швырять портфель в дальней угол комнаты и изо всех сил ругать учительницу, которая ничего толком не объясняет, а двойки ставит. Даже наоборот, это будет выглядеть как издевательство: человек получает зарплату больше, чем кто-либо, а родителям приходится нанимать репетиторов, чтобы доделывать работу! И престиж-то как раз и передаётся по сарафанному радио - что люди говорят, то и есть истина. И плакаты не помогут.
Единственное, что хоть как-то будет влиять на престиж профессии (и то, по началу на престиж только отдельных представителей), это улучшение качества обучения. Чтобы дети спокойно сдавали ОГЭ, писали ВПР не на ноль.
Но для этого опять же нужна кардинальная перестройка сознания учителя. За летнее время мне написали пару комментариев к статьям, в основном, про то, что предложенные мной задачи решаются в уме, а не вот так сложно. Так вот здесь и есть проблема учительского мышления: всё, что делается "в уме" - это огромный труд, которому нужно учить. И нужно возиться с каждым учеником, а не показывать на доске как решать.
И вот к таким учителям родители (и дети тоже) в очереди выстраиваются, на всё готовы, лишь бы попасть к такому. И сарафанное радио как раз начинает работать в обратную сторону: есть ещё, не перевелись нормальные учителя в наших школах.