Предлагаю несколько четверостиший из его стихов:
«Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов. И подарю букет
Той девушке, которую люблю…».
«В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез…».
«Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои…».
Николай Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. С началом Отечественной войны отца призвали на фронт. Вскоре тяжело заболела мать и в сорок втором скончалась.. Младших детей определили в детские дома. Коля сначала попал в местный Красовский детский дом, но за попытку побега его перевели в Никольский детдом Вологодской области. Учился он в школе при интернате. Любимыми его предметами были рисование и музыка. Он научился играть на гармошке, и по праздникам выступал на самодеятельных концертах. Стихи Рубцов начал писать писать еще в детдоме. Мечтал о море и морской профессии. После семилетки он поехал в Ригу поступать в мореходное училище, но не прошел по конкурсу. Через год сделал еще одну в Архангельске, но опять неудачно.
«Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно
И в моряцкой конторе
Все просился на судно…».
Он решил поступать в литературный институт. Но прежде ему пришлось освоить и сдать школьную программу за десятилетку. Атестат о среднем образовании он получил в 1962 году и тогда же поступил в литинститут на очное отделение. Через два года перевелся на заочное отделение и переехал в Вологду. Я в эту пору тоже учился в Литинституте на заочном отделении. На время сессий нас селили в институтской общаге на улице Добролюбова, 11. Изредка мы общались с Рубцовым. Его комната была всегда распахнута, в ней полно однокурсников, на столе бутылки портвейна, дым столбом и стихи. Через год меня пригласили работать в Красную звезду, и я, не дождавшись диплома, бросил институт. А в 1971 году узнал, что его, сонного, задушила в постели подушкой подруга, вологодская поэтесса Людмила Дербина. Ему было 35 лет. Убийце суд определил 6 лет колонии. С этой свирепой дамой мне нечаянно довелось встретиться, когда она уже отмотала срок и вышла из колонии. Это произошло в кабинете главного редактора журнала «Наш Современник» Викулова Сергея Васильевича. У меня вышла в журнале документальная афганская повесть. И Викулов пригласил меня на беседу. Тогда и постучалась в кабинет мадам Дербина.
- Хочу предложить вам свои воспоминания о поэте Николае Рубцове и его творчестве. Эксклюзив.
Викулов глянул на нее исподлобья.
- Пошла вон!
- В другой журнал обращусь. А вы еще пожалеете!
- Вон из кабинета!..
В годы перестройки она все же опубликовала свои воспоминания в каком-то новом журнале. Не помню его название, да и «воспоминаний» не читал. Если кому-либо из читателей они известны, поделитесь информацией.
На слова Рубцова композиторы написали около двадцати песен – А. Морозов, В. Громов, А. Градский, А. Дулов. Песни исполняли Эдуард Хиль, Сергей Зыков, Алексей Шилов, Александр Градский и другие певцы.
Уважаемые читатели, если вы с чем-то не согласны, возражайте – отвечу. Если есть что добавить – обнародуйте, буду признателен.