2/2 Ещё несколько слов о программе. Предприятия МСП смогут получить средства на срок до десяти лет, однако льготными будут первые пять лет (что, в принципе, уже неплохо). В программе смогут принять участие предприятия, задействованные в обрабатывающей промышленности, переработке продукции АПК, логистике и гостиничном бизнесе.
Также следует обратить на два иных интересных факта:
Помимо обозначенной программы по поддержке МСП, Мишустин утвердил предоставление государственных гарантий по инфраструктурным кредитам. Теперь государство обеспечивает до 50% обязательств по погашению основного долга кредита, взятого на срок от 3 до 30 (!) лет.
И второе. Московская биржа зарегистрировала программу облигаций госкомпании "Автодор" на общую сумму в 99,86 млрд рублей. Очевидно, что облигации будут выкуплены Фондом национального благосостояния. Отчёт по июлю я разбирал здесь.
В целом, данная практика является стандартной. ФНБ приобретает облигации "Автодора", деньги от продажи которых идут на строительство мегатрасс. Сейчас, судя по всему, речь идёт о трассе М12 Москва - Казань. И в августе зарегистрирован первый выпуск облигаций.
Но. Ранее "Автодор" выпускал облигации сроком на 20-25 лет. Сейчас же госкомпания впервые выпустила бессрочные облигации или же так называемые "вечные бонды". Суть заключается в том, что подобного вида облигации эмитент может не гасить никогда. А может гасить по желанию, если захочет. При этом, как правило, по ним начисляется повышенный купонный доход, однако в нашем случае дождёмся окончательной информации.
Бессрочные облигации - идеальный механизм для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Увы, но в России до настоящего момента данный инструмент практически не применялся (за исключением 2020 года, когда УК ВЭБ выкупил бессрочные облигации РЖД). А ведь реализация крупных инфраструктурных проектов всегда сталкивалась с проблемой нехватки финансирования. Теперь этот вопрос правительство Мишустина-Белоусова решило.
Автор Константин Двинский: https://t.me/Kdvinsky