Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (перечень - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.
На заре создания подводных сил в России, да и во всем мире, особое внимание всегда уделяли аккумуляторным батареям, соблюдению мер безопасности при их зарядке, обслуживании, ремонте. Тем более, что как правило, каждое чрезвычайное происшествие с батареями вело к взрывам, пожарам, гибели людей. Вспомните, хотя бы, один из первых случаев, когда земляки решили обследовать подводную лодку "Дельфин", стоящую с вскрытыми топливными цистернами и проветриваемую - тогда все привело к взрыву паров топлива, а затем к серии взрывов газов от разложения воды током батарей. И люди погибли, и лодку вывели из боевого состава флота на пять месяцев.
В дальнейшем пожары и взрывы на подводных лодках продолжились, как в русском Императорском флоте, так и в советском. Правда информации о некоторых происшествиях очень мало. Например, в начале 1920 года произошёл взрыв аккумуляторной батареи на подводной лодке Балтийского флота «Волк» (тип «Барс»). Происшествие случилось во время зарядки аккумуляторной батареи. В книге Э.Ковалева есть упоминание об этом инциденте, но точная дата не установлена. Одной из причин взрыва могла стать неисправная батарейная вентиляция. По официальной версии во время зарядки батареи краском Асямолов (при неисправной батарейной вентиляции) доверил контроль за процессов неподготовленному штурману, а сам ушел.
Следующий, такой же неустановленный случай взрыва произошел на подводной лодке Черноморского флота "АГ-25". Показательно, но лодка за полгода до ЧП была спущена на воду и в май вступила в строй. 12 октября "АГ-25" под командованием военмора Н.А.Горняковского (первого командира субмарины) вышла из Севастополя по маршруту Севастополь-Сухуми-Батум. «АГ-25» играла роль сопровождающего парохода «Ильич», доставившего в Сухуми молодое пополнение для сухопутных войск, и следовавшего с пополнением дальше в Батум, для Закавказских ВС. 14 октября 1922 года в Сухуми на подводной лодке «АГ-25» (тип «АГ») при зарядке аккумуляторной батареи произошел взрыв кормовой группы АБ. Точная причина взрыва батареи осталась невыясненной, но подводная лодка осталась в Сухуми устранять повреждения, пароход "Ильич" ушел в Батум один.
Случай с подводной лодкой более изучен «М-27». В 1933 году 14 июня на ССЗ № 198 (г.Николаев) была заложена подводная лодка типа «М» VI серии (строительный номер №255). Эта субмарина строилась в рамках новой большой программы строительства подводных кораблей. Всего было построено 30 ПЛ этого типа, несмотря на недостатки в конструкции подводной лодки, она сыграла свою роль в развитии и становлении советского подводного флота, но сейчас речь не о самом проекте.
Несмотря на то, что завод уже больше чем полгода строил лодки подобного типа, вступить в строй в запланированный срок «малютке» "М-27" было не суждено. В декабре 1933 года в результате сильного пожара, охватившего заводские стапели, уже почти готовая к спуску лодка, практически полностью сгорела. Ситуация усложнялась тем, что кроме неё во время пожара пострадали ещё две однотипных подводные лодки, находившихся в постройке. Правда на этих двух лодках строительные работы были продолжены после устранения последствий пожара. А вот восстановительные работы на подводной лодке с заводским № 255 были признаны нецелесообразными, и её 1 февраля 1934 года заложили заново, почти через полгода после первой закладки. И в данном случае возникновение пожара произошло не из-за аккумуляторных батарей.
В результате проведенного расследования было установлено, что бушевавший на стапелях пожар был результатом диверсии. В ходе оперативно-следственных работ, проведённых на судостроительном заводе, была раскрыта и обезврежена группа диверсантов, руководимая двумя немецкими специалистами, которые на заводе они работали инженерами. В 30-е годы прошлого века в нашей стране широко практиковалось сотрудничество с немецкими конструкторами и учеными в самых различных областях народного хозяйства и военного дела: авиации, танкостроении, судостроительном производстве и т.д. Но как мы видим, не все факты такого сотрудничества оказывались выгодными и плодотворными для советской стороны. Сейчас подобные случаи модно было бы отнести к "шпиономании", которая охватила страну в середине 30-х годов, не исключаю и такой вариант. Однако используемые источники все же характеризуют данное ЧП как диверсию.
В от перезаложенная «малютка» была достроена, позже получила обозначение «М-27» и 23 июля 1934 года была спущена на воду, а в сентябре 1934 года по железной дороге отправлена во Владивосток, где была окончательно достроена и введена в строй. Интересно, что через 10 лет, в 1944 году эта подводная лодка снова по железной дороге была перевезена в Поти, и вошла в состав Черноморского флота. Вообщем, "малютка"- путешественница. В дальнейшем использовалась по плану АСС ЧФ для подготовки водолазов.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003.- 169 с.;