Для взрослых детей алкоголиков придумана аббревиатура, которая многим уже знакома – ВДА.
Часто люди так и представляются психологам: «я - ВДА (взрослые дети алкоголиков)». Это и печально, и отрадно одновременно.
Печально, потому что алкоголизм – бедствие в национальных (и не только!) масштабах. Отрадно, потому что нам важно понимать свое прошлое. Оценивать – в какой ситуации мы оказались, и какое влияние это оказало на нашу последующую жизнь.
Понимание дает возможность быть «зрячими», оценить масштаб катастрофы и наметить пути выхода из ощущения хронического несчастья. Самое главное – понимание сути проблемного детства дает возможность выбора другой, лучшей жизни.
Родители-алкоголики так известны, что их не надо подробно описывать и давать отличительные признаки.
В целом, алкоголики манипулятивны, безответственны и инфантильны.
Они создают дома обстановку вечного напряжения и неопределенности.
Никогда не известно наверняка, что будет сегодня – напьется/не напьется; придет ли он (она) сегодня домой и если да, то в каком настроении, состоянии и тд и тп.
Чаще пьет отец, а мать выживает, таща на себе всю семью, периодически покрывая алкоголика во имя видимости «все как у людей».
Иногда пьют оба родителя – одновременно или попеременно.
В алкогольной семье главенствует хаос и страх.
Верный спутник ВДА – стыд за пьющих родителей и желание любыми путями скрыть их постыдные поступки.
Во-первых, чтобы их не предать, не подставить. Им больно, когда родители попадают в неловкие ситуации, в прямом и переносном смысле «падая лицом в грязь». Ведь несмотря ни на что они их любят – дети обречены на любовь к своим родителям.
Во-вторых, если у тебя такие родители, то ты сам тогда кто? Дети идентифицируют себя с родителями, через них понимая свое положение в этом мире.
Сверстники легко и жестоко начинают высмеивать детей, не уверенных в своей самоценности; оценивающих себя через общественный статус родителей, «хромающий на обе ноги». «Твой папа лежит под забором» - это так стыдно, как если бы под забором лежал ты сам...