Если БАКЛАНОВСКИЙ УДАР можно по праву считать демонстрацией страшной силы и мастерства (ещё бы, разрубить пополам человека - с этим не каждый справится!), то УДАР ЖАРНАКА, наоборот, трактуется как пример хитрости и коварства. Хотя на самом деле тут всё ой как непросто.
Дело в том, что дуэльный кодекс в Средние века подразумевал "бой по правилам", то есть поведение противников должно было соответствовать неким морально-этическим нормам того времени. И секунданты изначально как раз были призваны засвидетельствовать, что всё идёт так, как нужно, без неприятных сюрпризов и козней.
Однако даже в ту эпоху, когда люди резали друг друга пачками и старались делать это в рамках общепринятых требований, находились те, кто старался добыть победу любым способом, наплевав на условности. Впрочем, это можно считать не столько коварством, сколько разными подходами к трактовкам дуэльного кодекса. ("А что, так можно было?!!")
В частности, в романе Александра Дюма "Графиня де Монсоро" король Генрих III, напутствуя своих друзей перед дуэлью с анжуйцами, советует им не забывать о Боге и церкви, а главное - не поступать так, как некий Жарнак:
«Дорогие друзья, вспомните, что Жарнак всегда обязательно исповедовался и причащался перед поединком. Ла-Шатеньерэ великолепно владел шпагой, но он перед поединком искал забвения в пирах, празднествах, отправлялся к женщинам, какой омерзительный грех! Короче, он искушал бога, который, быть может, улыбался его молодости, красоте, силе и хотел спасти ему жизнь. И вот Жарнак убил его».
Источник - https://modernlib.net/books/dyuma_aleksandr/grafinya_de_monsoro/
Так о чём же, собственно, речь? И почему нельзя делать так, как делал этот самый Жарнак?
УДАР ЖАРНАКА («coup de Jarnac») - неожиданный пагубный и, как правило, коварный удар под колено, с целью перерезать сухожилия. Почему эпоним связан именно с этим именем - об этом надо спросить у СТИГЛЕРА, ибо то же самое делали многие "неправильные" фехтовальщики и во времена Жарнака, и до него, и после. У итальянцев этот удар назывался "Ridoppio falso manco" – он начинается от левой стороны и проходит снизу вверх по линии riverso ridoppio. (Что это значит - не совсем понятно, но в пособиях по фехтованию написано именно так.)
Учитывая то, что того самого Жарнака тренировал итальянский учитель – капитан Кез, к нелицеприятному контексту удара причастны не столько французы, сколько именно итальянцы.
Дюма всего лишь упомянул о коварстве Жарнака. А вот как это происходило в реальности.
Ги I де Шабо, сеньор де Жарнак (1514-1584) - французский придворный, солдат и губернатор.
По время короля Франциска I был замешан в одной некрасивой истории - его обвинили в романе с собственной мачехой Мадлен де Пуйгуйон. То есть, фактически, в инцесте. Стремясь сохранить своё честное имя, Жарнак вызвал виновника возникновения порочных слухов Франсуа де Вивона, сеньора де Ла-Шатеньерэ, на дуэль, чтобы уладить дело. Но король не разрешил, ибо Ла-Шатеньерэ, с одной стороны, был другом детства короля, с другой стороны, его знали как одного из сильнейших фехтовальщиков Франции, а Жарнак владел шпагой так себе, тем не менее, приходился родственником королевской фаворитке герцогине д’Этамп. В общем, Франциск I поначалу никого не хотел обидеть.
Тем не менее, потом он всё-таки дал разрешение, и 10 июля 1547 года состоялся знаменитый поединок.
Жарнак настоял, чтобы оба бойца использовали тяжёлый латный наруч на левой руке. Формально это было сделано вроде для защиты, но поскольку у Ла-Шатеньерэ ещё не зажила полученная на войне рана, этот доспех ему только мешал. А отказаться было нельзя.
Перед боем соперники поклялись на Евангелии, что каждый защищает истину, и что ни на одном из них нет колдовских чар.
Поначалу сражение проходило на равных, ни один из ударов не достигал цели. Но потом Жарнак изловчился, сделал ложный выпад в голову и когда соперник поднял руки для защиты, резанул под колено.
Несмотря на то, что рана была, в общем, пустяковая, Ла-Шатеньерэ упал, а Жарнак тут же потребовал признать поражение и принести ему извинения.
Но все вокруг, оказывается, совершенно не ожидали такого поворота и были потрясены развязкой. Даже Ла-Шатеньерэ упрямо отказывался взять свои слова назад и пытался подняться, чтобы продолжить бой. Жарнак вполне мог бы его добить, но он не стал этого делать, а просто обезоружил противника. А король остановил поединок.
Самое интересное, что Жарнака за его "вероломный" удар вроде бы и оправдали, но почему-то в историю его имя вошло в контексте победы, добытой не совсем чистыми методами. Ведь должен был победить сильнейший, то есть Ла-Шатеньерэ, и неважно, что он породил зло, когда стал распускать лживые сплетни относительно другого человека, главное, Жарнак был слабее и его должны были убить! А получилось совсем наоборот.
Словом, когда король говорил о Божьем суде и взывал к справедливости, он, очевидно, имел в виду совсем другое: справедливость - это когда погибает тот, кто нам несимпатичен, даже если правда на его стороне. И выигрывает, соответственно, тот, кому мы испытываем расположение, даже если он трижды лгун и мерзавец.
К слову, Жарнак потом доблестно воевал во время Итальянских войн, а в 1559 году его назначили губернатором той самой Ла-Рошели. Несмотря на свой протестантизм, он оставался верен короне, что стало причиной напряженности в отношениях между ним и протестантами города.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!