Советская автомобильная промышленность особенно отметилась в 60-70-тые годы. Все, что происходило в это время, сильно повлияло на автомобильный сегмент страны советов.
В начале 60-хх мир увидел автомобиль, позже ставший буквально легендой. Речь про Запорожец. Через несколько лет покупателям стал предлагаться 408-ой Москвич, а к концу десятилетия была представлена модернизированная версия, а именно Москвич-412. В начале 70-хх, с конвейера начали сходить и поставляться в различные регионы автомобили классического семейства, а именно ВАЗ-2101.
Трудовые люди приобретали машины в личное пользование, а также активно следили за новшествами в автомобильном мире. В те года актуальной была гонка за техническими изобретательствами и проектами, и многие из них, надо сказать, были весьма странными с точки зрения современного человека.
Необычные ситуации на дорогах страны
Говоря об объектах недвижимости, многие до сих помнят автозаправочные станции в Сочи. Они напоминали межпланетные корабли с их характерными окнами, парковочным пространством. Все это напоминало стартовую площадку с приземлившимся космическим кораблем.
Есть данные, что этот представитель советской архитектуры и сейчас стоит где-то рядом с Сухуми.
В Киеве, а также на просторах Краснодарского края были совсем уж футуристические заправки. Они также было похожи на НЛО, но висящие в воздухе. Стоит отметить, что сделано это было и с функциональной точки зрения, так как водитель для заправки мог загнать машину непосредственно под “инопланетный корабль”, причем подъезд осуществлялся со всех сторон. Как только производилась оплата, сверху спускался шланг для непосредственной заправки. После того, как бак становился полным, шланг поднимался обратно наверх. Через некоторое время от такого конструктива пришлось отказаться из соображений безопасности. Капающий сверху бензин мог воспламениться.
В городе Кишинев, дорожное движение регулировал роботизированный механизм. Примечательно, что он не просто так стоял, а исполнял ряд функций.
Интересно, что такой необычный регулировщик заставлял шоферов быть внимательнее.
По части скульптурного искусства также было много необычных моментов. В середине 60-хх годов в столице можно было наблюдать изваяние мальчика-неандертальца, причем ни где-нибудь на окраине, а на Садовой-Триумфальной улице. По изначальной задумке, скульптора возвещала о победе науки. Сегодня ее можно увидеть в одном из музейных комплексов Москвы.
Фото скульптуры первобытного ребенка, который был найден в пещерном комплексе Тешик-Таш, хорошо знакома по курсу школьной истории.
Данные статистики за 60-тые годы гласят, что на тысячу граждан страны было лишь 4 автомобиля, находящихся в личном пользовании. Через 10 лет это количество выросло до 16 единиц автомобильного транспорта.
К 60-тым годам стало уже очевидно, что автолюбители должны вести себя на дорогах более организованно, и не ездить как попало. В этой связи, уже к 61-ому году были подготовлены и начали действовать первые ПДД. Также были упорядочены бланки для водительских прав, а также разработан единый стандарт для регистрационных знаков.
Назрел и вопрос относительно исключения случаев езды в нетрезвом виде. Если до этого гражданина лишали водительских прав, то по новым законам он мог получить тюремный срок. За 15 лет до этого, за пьянство не было серьезных наказаний, то есть таких шоферов не наказывали строже, чем виновников аварий на дорогах.
Есть те, кто думают, что алкотестеры появились уже в современное время, но они ошибаются. Появление этих приборов относится к 70-тым годам. До этого сотрудники милиции пользовались народными способами, такими как просьба пройти по прямой линии или дотронуться носа пальцами, закрыв при этом глаза.
Прорабатывались и самые разные способы адекватного диалога милиционеров и водителей. Ради эксперимента, должностных лиц лишили их характерных жезлов. На протяжении всех 60-хх, регулирование дорожного движения производилось исключительно жестами рук. Однако чуть позже было решено вернуть регулировочные жезлы, так как с ними было явно проще.
В обязанности сотрудника милиции входило и оказание элементарной технической помощи на дорогах.
Теперь поговорим о Московской Кольцевой Автомобильной дороге. В советское время на ней стали появляться первые разноуровневые развязки, и шоферы принимали их достаточно тяжело.
Пропускная способность МКАДа была чуть меньше 40 тысяч машин за сутки, и в СССР это считался напряженный траффик.
Кольцевую дорогу, опоясывающую столицу, полностью завершили в 62 году. На тот момент все считали эту магистраль просто гигантской, и это при 4-полосной системе, где отводилось по 2 полосы в каждую сторону движения. Между встречными потоками были зеленые насаждения.
Кстати, именно в то время в обиход вошло выражение, когда для идентификации местоположения называли определенный километр трассы. Интересно, что отсчет начинался от Горьковской трассы, и велся по часовой стрелке.
На страже чистоты дорог стоял УАЗ-469.
Логично, что со временем становилось больше машин, и трассы загрязнялись быстрее. Для целей очистки дорог небольшим тиражом был выпущен УАЗ Т-469. Применяли его только в Москве. Место отвалу нашли перед передней осью машины, а щетку монтировали внизу между осями. За движения отвала и щетки отвечали гидроцилиндры.
Продолжая автомобильную тему, многие советские граждане до сих пор вспоминают первый столичный автосалон. Его открыли на Бакунинской улице. Тогда же и началась продажа машин частным лицам.
Продукцию Запорожского автомобильного завода можно было купить чуть больше чем за 2 тысячи рублей, Москвичи стоили в два раза дороже, а Волга практически 6 тысяч, деньги по тем временам просто сумасшедшие.
Даже те, кому удавалось скопить эти деньги, не всегда могли заполучить заветную машину.
Дело в том, что купить машину можно было лишь встав на не на очередь. Ежегодно на определенное их количество приходили квоты.
Простоять в очереди в ожидании можно было и несколько лет.
Сам процесс оформления оформления и получения автомобиля в салоне также был утомителен и мог занять 1-2 дня.