Время, силы, деньги… Вложения в учёбу на психолога немаленькие. «Для чего тебе это? Ведь профессия и работа уже есть. Живи спокойно и радуйся!», - нередко говорят окружающие. Но люди учатся, получают дополнительное образование. Зачем-то им это нужно…
«Цель у каждого своя, и это зависит от мотивации человека, - говорит Ирина Исаева, практикующий психолог, гештальт-терапевт, ректор Института психотерапии и психологии MOST (стаж работы с клиентами – 25 лет). – Среди студентов первой ступени курса по гештальт-терапии есть люди с базовым психологическим образованием, практикующие психологи, представители помогающих профессий, те, кто раньше почти не соприкасался с психологией. У представителей каждой из этих групп – свои причины пойти учиться. И свои «дивиденды» - новые возможности, которые они получают, пройдя обучение».
За практическими навыками
На обучающие курсы по психологии часто приходят педагоги, медицинские психологи, специалисты социальных центров. Они уже получили диплом профильного вуза. Хорошо разбираются в теории и методологии. Но чувствуют нехватку практических навыков. И это мешает им полноценно оказывать психологическую поддержку своим клиентам.
«Студенты с базовым психологическим образованием умеют проводить диагностику, семинары. Знают, как обнаружить проблему клиента, но часто не понимают, что с этим делать дальше. Уже к окончанию первой ступени (первого года) курса по гештальт-терапии нужные навыки у них появляются. Соответственно, расширяются профессиональные горизонты. Они сами, как специалисты, становятся более эффективными», - объясняет Ирина Исаева.
За конкретными методиками
Вторая часть студентов групп дополнительного психологического образования – практикующие в других подходах психологи и психотерапевты.
Владея знаниями и навыками в других направлениях, они хотят расширить свой профессиональный диапазон. Их привлекает гештальт-терапия – и они приходят, чтобы освоить ее методы.
За чем-то новеньким
Кто-то услышал о курсах от знакомых или где-то прочитал. Заинтересовался и решил попробовать. Узнать что-то новое. А там – как жизнь покажет.
Как правило, это люди, знакомые с психологией понаслышке, или те, кому нравится читать околопсихологические статьи в интернете, иногда ходить на вебинары, смотреть фильмы про психологов.
За улучшением своей жизни
«Среди наших студентов всегда есть люди, которым стало невмоготу: в их жизни много проблем и не хватает радости. И тут кто-то говорит: есть вот такой метод, который помогает научиться осознавать свои чувства и потребности. Технология, помогающая делать своё существование более качественным. Они приходят, чтобы изменить свою жизнь, - рассказывает Ирина Исаева. – Такие студенты редко думают, что в будущем психология может стать их профессией. Просто им нужно куда-то принести свою душу, сделать что-то, чтобы стало легче».
«Когда я решила учиться на психолога и пришла на курс по общей и практической психологии, примерно 60% участников нашей группы хотели улучшить отношения, главным образом, с детьми. У многих были подростки или дошкольники. Они говорили, что сами хотят научиться разбираться в возрастной и семейной психологии, а не просто слушать чьи-то рекомендации. Были и такие, кто хотел изменить свои отношения с партнёром или решить проблему его отсутствия», - продолжает Татьяна Руданец, практикующий психолог, гештальт-терапевт, экзистенциальный аналитик, генеральный директор Института психотерапии и психологии MOST (стаж работы с клиентами – 12 лет).
«Среди наших студентов всегда есть люди, которым стало невмоготу: в их жизни много проблем и не хватает радости. Они приходят, чтобы изменить свою жизнь»
За новыми перспективами
Стремление сменить профессиональную сферу тоже становится мотивом для обучения на психолога. Оно появляется иногда у опытных специалистов других направлений – юристов, бухгалтеров, стилистов, врачей и так далее, когда работа надоела, наскучила, уже не приносит удовлетворения и удовольствия. И тут человек думает: «А не попробовать ли мне что-то другое? Пойду на первую ступень гештальта и посмотрю, а там будет видно».
«В группе, где я начинала учиться психологии, из 30 человек 90% были женщины, которые уже состоялись в какой-то другой профессии. Было много финансистов, бухгалтеров, юристов, даже директор бассейна. Почти все они испытывали трудности в работе: эмоциональное выгорание, потерю интереса. И надеялись на смену профессии», - говорит Татьяна Руданец.
Польза для жизни
В любом случае, начали вы свою психологическую практику или нет, обучение психологии способно изменить вашу жизнь. Полученные знания и практические навыки помогают лучше разбираться в себе и других, научиться выстраивать здоровые границы в отношениях.
«Во время учёбы в группе замечаешь, как бывает у других людей. Появляется насмотренность, которая помогает лучше понять самого себя. Это возможно только во взаимодействии с другими. Чтение книг и прослушивание вебинаров подобного эффекта не дают, - объясняет Татьяна Руданец. – Обучение на психолога - такой лайт-подход к познанию себя, когда через других я учусь осознавать свои чувства и потребности. Это менее энергозатратно, чем, например, личная терапия. Не все готовы сразу идти к психотерапевту».
«Я узнаю что-то новое в учёбе - и начинаю это пробовать в жизни. А если в жизни меня что-то напрягает, я приношу свой запрос в группу. И тогда группа начинает работать. Каждый приносит что-то своё: происходит взаимопроникновение. Когда я вижу, как другие обходятся с похожими проблемами, меняются, я заряжаюсь, опираюсь на то, что вносят в процесс они», - продолжает Ирина Исаева.
«Обучение на психолога - такой лайт-подход к познанию себя, когда через других я учусь осознавать свои чувства и потребности»
Польза для работы
«Теперь мне легче общаться с клиентами на своей работе», - часто говорят выпускники первой ступени курса гештальт-терапии. Психологические знания и навыки оказываются к месту в любой профессии.
Юристы учатся фокусироваться на том, что говорит другой человек, - не только из головы, но и из своих чувств. Изучение психологии помогает им на отдаляться от клиента, сохранять с ним эмоциональный контакт.
Представителям IT-сферы, которые общаются по работе с машинами и много времени проводят в виртуальном, неживом, мире, учёба позволяет вернуться в реальность. Установить связь между виртуальным и реальным, научиться переключаться. Это благоприятно отражается на их отношениях в семье, с друзьями, коллегами.
У стоматолога появляется навык фокусировки запроса клиента. Он может помочь пациенту точно определиться с тем, что тот хочет получить.
Стилисты и мастера маникюра учатся устанавливать чёткие границы. Ведь в парикмахерский или маникюрный салон люди часто приходят не только, чтобы навести красоту, но и рассказать кому-то о своих проблемах. Мастер нередко становится «свободными ушами». И ему важно уметь фокусироваться на работе, сохранять границы. Во время учёбы он развивает эмпатию, понимает, как сочувствовать клиентам, но не соскальзывать в роль спасателя и не злиться. Тогда и работа получается лучше, и сам мастер устаёт намного меньше.
Во многих организациях, где работа связана с общением с людьми, уже есть практика обучения сотрудников на курсах психологии. В парижском метро, например, первую ступень гештальт-терапии проходят все работники. Потому что это подземка, шум, постоянное напряжение. И очень важно сохранять во всём этом внимание, быть благожелательным и не выгорать.
«Во время учёбы развивается эмпатия, формируется понимание, как сочувствовать клиентам, но не соскальзывать в роль спасателя и не злиться»
Не быть спасателем
«Если по долгу службы вам требуется много общаться с людьми, тем более, когда вы работаете в помогающей профессии, высок риск либо попасть в роль спасателя, спасителя, либо быстро выгореть эмоционально», - объясняет Ирина Исаева.
Обучение психологии помогает избежать таких сценариев. Студенты учатся
- осознавать свои чувства и потребности;
- оставаться в контакте с собой – со своими телом и чувствами;
- быть в диалоге с другим: не только слушать и слышать его, но и слышать свои ощущения и чувства, замечать, что происходит со мной рядом с другим;
- понимать, где заканчиваются мои границы, и где начинаются границы другого;
- сохранять свои границы, не позволяя их нарушать;
- вежливо отказывать.
На первой, начальной, ступени обучения вы получаете навык, как не попадать в позицию спасателя, а оставаться в помогающей. Не подставлять всё время костыль другому человеку, а помогать ему справляться с трудностями.
Это особенно важно для сотрудников центров социальной помощи, благотворительных фондов, медицинских организаций, а также для практикующих психологов.
«Представителям помогающих профессий учёба на психолога даёт опору, ресурсы, навык поддержки здоровых границ с другими, умение проявлять эмпатию к другим людям, не выгорая», - подчеркивает Ирина Исаева.
Когда учёба помогает изменить жизнь к лучшему?
Это случается, когда появляется интерес к обучению. Когда оно становится мотивацией, вызывает большой интерес, возникает вау-эффект.
«Наши студенты говорят: «Как интересно! Почему я не знал этого раньше?!» И тогда, безусловно, изменения в жизни происходят», - считает Ирина Исаева.
Интерес может вырастать из желания изменить свою жизнь. А для этого - узнать, как работает психика, как всё устроено. Разобраться, что такое травма, объюз, другие вещи. Или, наоборот, из увлечённости психологией: мне это интересно – и поэтому я изменяюсь. Интерес создаёт новый интерес – мотивация к обучению растёт.
Некоторые студенты первой ступени гештальт-терапии начинают резко менять свою жизнь уже после первой учёбной двухдневки. Совершают то, на что раньше никогда бы не решились.
Когда же интереса и вау-эффекта нет, как правило, люди делают такой вывод: «Ну вот, попробовала ещё и это – и оно тоже не помогло».
«Наши студенты говорят: «Как интересно! Почему я не знал этого раньше?!» И тогда, безусловно, изменения в жизни происходят»
А надо ли менять профессию?
«Что, будешь потом работать психологом?» - близкие часто задают такой вопрос студентам курсов дополнительно психологического образования. Ответить на него непросто.
Чтобы понять, действительно ли я хочу сменить профессию и заняться психотерапией, нужно сначала сориентироваться в этом новом для себя направлении. Для этого и нужна 1 ступень курса – первый год обучения.
За это время можно понять, хочу ли я идти дальше – учиться ещё три-четыре года. Есть ли у меня желание работать психотерапевтом, или я остаюсь в своей прежней профессии.
«Мой опыт преподавателя показывает, что из специалистов других профессий после учёбы начинают работать психологами 30% студентов, - говорит Ирина Исаева. – И это нормально».
Востребованная профессия
По мнению экспертов Института психотерапии и психологии MOST, потребность в квалифицированных психотерапевтах со временем будет только расти. Это связано с глобальным переходом человечества в онлайн. Люди всё больше времени проводят в соцсетях, всё реже общаются вживую. Возникает оторванность от реальности. Всё больше людей страдает от интернет-зависимости.
«И только через психотерапию можно вернуться в реальный мир. Только через встречу с другим человеком, владеющим специальными знаниями и навыками, - уверена Ирина Исаева. – Конечно, предпочтительна оффлайн-терапия. Но в маленьких городах или посёлках, где мало или нет психологов, онлайн-консультации тоже дают хороший эффект».
Текст подготовила Наталья Демшина