И направился я в кабинет флагманского химика. Виктор Николаевич успокоил меня, сказав, что всё это временно:
-"Мне из кадров флотилии звонили."
и поставил задачу разобраться на "Магнитке" с химической документацией. Поскольку "за химию" на дизельной подлодке тогда отвечал моряк срочной службы (должностная категория "старший матрос"). Всё на старпоме. А старпому и так есть чем заняться. В разгар беседы в кабинет влетел помощник командира Б-437: (-"Давайте быстрее, с вами хочет комбриг пообщаться!!!") и мы убыли в кабинет командира бригады.
На фото внизу знаменитое здание штаба и управления четвёртой эскадры. Слева от арки на момент описываемых событий располагался штаб 40 дивизии, справа (в том числе) химические классы и кабинет флагманского химика.
Знакомство с капитаном 1 ранга Васильевым я вспоминаю с искренним удовольствием. Без тени иронии. Такого хамла трамвайного я давно уже не видел. Кстати, потом оказалось, что он относится к категории "дураков снаружи" - это маска (должность обязывает). А вот когда "дурак внутри" - это намного печальнее. К тому времени я уже окончательно привык, что смотрят сначала на мои погоны каплея. И редко кто потом мягко извиняется. Но "маски шоу" по стойке смирно меня от души повеселили.
-"…этот офицер за время службы на бербазе забыл, что такое подводная лодка… требую привести его в чувство… насуют ****ей блатных через голову… ты мне всю бригаду спишешь…". Ну и так далее. Помощник командира был отпущен, но накачка продолжалась. Наконец, минут через пятнадцать, комбриг выдохся.
-"Прошу разрешения!" - тут же сказал я. И не дожидаясь ответа, решил быстренько "вставить свои пять копеек":
-"Товарищ капитан 1 ранга, у Вас всё? Так вот, назначен я без личного согласия, был в отпуске, рапорт не писал. Слово Вам даю - к Новому Году меня на "Магнитке" не будет!".
Теперь с искренним интересом меня оценивающе разглядывал комбриг. Не перебивая.
-"… я понимаю Ваше раздражение и уважаю Ваш труд (подводников - дизелистов)" - продолжил я - "у меня отец, на всякий случай, 10 лет штурманом на 4 эскадре от**ярил… ; но, я дико извиняюсь, перед Вами не пацан, у меня уже и пенсия за плечами уже есть!".
-"Год выпуска (из военного училища)?!" - перебил меня комбриг.
-"1989 -ый. Поступил со второй попытки".
-"Хорошо, занимайтесь!". И на этом наш разговор был окончен.
...
Забегая вперёд, вспомню "отвальную" моего дивизийного шефа по специальности. Он был назначен на должность начальника Гаджиевской СРБ. 40 дивизия планово реформировалась в 161 -ую бригаду. А я уже несколько лет служил на "Выдре" дивизионным химиком в звании капитана 3 ранга. И, конечно же, с удовольствием воспользовался личным приглашением Виктора Николаевича на это мероприятие. Ждём, ждём, а комбрига всё нет и нет. Ждём 15 минут, полчаса, сорок минут.
-"Ну всё, хватит!" - сказал начштаба дивизии капитан 1 ранга Семёнов.
И только прозвучали первые здравницы, в помещение вошёл комбриг 161 бригады и группа командиров дизельных подводных лодок. Васильев крякнул, натянув штрафной стакан водки, слегка покраснел, снял тужурку, повесил её на спинку стула и вечер продолжился своим чередом. Многих командиров я помнил ещё старпомами. Завирюха в бытность мою начхимом бербазы лично собрал их в учебных химических классах, и знакомясь с ними, я сказал: -"Мужики! Я сам с лодок, поэтому все Ваши проблемы буду решать в первую очередь!". Жаль, особо помочь им я ничем не смог, поскольку служил - то на бербазе всего три месяца.
Так вот. Произнёс я здравницу Виктору Николаевичу коротко. Но искренне, тепло и от души. И вышли мы вместе с командирами перекурить. Я не утерпел:
-"Нихреннасссе Ваш даёт !!!"
-"Женя, это ещё что! А ты представь, он пару стаканов когда натянет и доклады с нами проводит?! Порой по полтора часа и больше!!!"
Что я вынес важного из этого мероприятия, так это слова начальника штаба дивизии: -"…Виктора Николаевича я искренне уважаю ещё и за то, что он НИ РАЗУ за совместную длительную службу не назвал меня иначе, как по имени - отчеству… хотя мог бы и "тыкнуть", учитывая свой возраст и заслуги!"
Казалось бы мелочь - но я впоследствии всегда придерживался этого правила.
И по отношению к своим однокашникам по училищу, ставшими заместителем начальника службы РХБЗ КСФ и начальником службы РХБЗ КолФлРС, тоже.
...
Где - то в середине декабря я был вызван капитаном 1 ранга Голубевым: -"Женя, иди знакомься с командиром 74 однремпл! Он будет в кабинете у Завирюхи через полчаса."
Получив напутствия флагманского 40 дивизии: -"Ты рекомендован как опытный начхим атомохода, смотри не обосрись!", я "познакомился" (у меня очень плохая память на лица) со своим будущим комдивом.
Забирая предписание у комбрига Васильева, я сказал:
-"Вот видите, товарищ комбриг - всё как я обещал?".
-"Давай, удачи тебе!" - ухмыльнувшись, заметил он.
Меня ждала служба "на лучшем соединении современности". Так мы, офицеры штаба, сами его называли. Служба на долгих одиннадцать лет…
30.10. 2020
.